Архитектор Грачья Гаспарян: Церковь «Сурб Амбарцум» в Бердзоре, наверное, удостоилась той же судьбы, что и Церковь Святых Апостолов в Карсе
Азербайджан превращает церковь «Сурб Амбарцум» (Церковь Святого Воскресения) в Бердзоре в мечеть. Бердзор, в том числе церковь «Сурб Амбарцум», были сданы врагу 25 августа 2022 года. До этого церковь находилась в хорошем состоянии. Согласно азербайджанским СМИ, будут демонтированы купол и колокольня армянской церкви, построены два минарета.
Церковь была построена в 1998 году, купол освящен 31 мая 1998 года. Корреспондент Panorama.am побеседовал с архитектором церкви Грачья Гаспаряном.
Panorama.am: Господин Гаспарян, когда вы услышали новость, что построенная Вами церковь будет прекращена в мечеть, когда вы увидели фотографии, какие эмоции вы испытали?
Грачья Гаспарян: Не могу найти слов, чтобы описать эти эмоции. В те времена – в 1995-1998 годы, когда мы строили церковь, тогда ещё не было дорог, чтобы доехать туда из Еревана требовалось 7-8 часов. Представьте, на протяжении 5 лет вместе с первым руководителем административного района Кашатага Алексаном Акопяном, вы бы только знали, с какими мыслями и переживаниями мы построили эту церковь, и сегодня будто ты отдаешь одного из своих детей чужим людям. Что будет с церковью, Бог знает. Наверное, удостоился той же судьбы, что и Церковь Святых Апостолов в Карсе, превращенная в мечеть.
Вскоре ту же участь, наверное, ждет первая отреставрированная мной церковь в 1975 году: Церковь Святой Богородицы Воскепара. Рядом с церковью проходила граница. Мы восстановили её. 45 лет назад. Это первая отреставрированная мной церковь. Сейчас распространяются сведения в связи с этим, если они подтвердятся, то мы снова будем вынуждены подходить к церкви по спецпропускам. И в этом парадокс.
Panorama.am: Господин Гаспарян, когда вы строили церковь, затем освятили крест, возникали ли у вас мысли, что однажды церковь будет не армянской?
Грачья Гаспарян: В те времена было столько пафоса… Наши переживания, наши освобожденные земли. Мы думали, что это первая построенная на наших освобожденных территориях церковь. И таких мыслей у меня точно не было.
Расскажу нечто интересное, в то время, когда мы ходили туда с Алексаном, в сумерках подошли к Лачину. На следующий день уже выбрали место, где построим церковь. Когда мы подходили к Лачину, я увидел равнину, ведущую ведет в долину Аракса. Другими словами, эта высота охраняла место слияния рек Ахавно и Хакари, которые впадали в Аракс, и оттуда хорошо были видны холмы села Тех. Мы выбрали это место так, чтобы видеть также с нашей стороны, и всегда держать под контролем.
Panorama.am: Вы верите, что однажды церковь «Сурб Амбарцум» (Церковь Святого Воскресения) в Бердзоре будет возвращена нам, и вы, как архитектор-реставратор, сможете в точности восстановить церковь?
Грачья Гаспарян: Во-первых, мой возраст, во-вторых, всё это, что происходит сейчас, не думаю, что это всё будет возвращено в течение одной человеческой жизни. Дай Бог, придет поколение, и сказанное вами осуществится, и армяне с легкостью восстановят церковь в точности.
Но, тем не менее, пусть установят на церкви полумесяц, лишь бы не разрушили, поскольку понимающие люди при виде церкви точно скажут, что она – армянская.
При строительстве церкви я соблюдать наши традиционные архитектурные принципы. Церковь является частью армянской классической архитектуры.
Мы – живущие здесь, должны дрожать над оставленным нашими предками наследством. Если нация хочет существовать долго, есть только одно: она должна знать оставленное предками наследие, ценить его и беречь. Другого пути нет. Если мы будем безразличны к нашему наследию, то лучше предоставить его капризам природы, природа сохранит его лучше, чем человек, по крайней мере, не нарушит.
Panorama.am: Благодарю.
Грачья Гаспарян: Надеемся, что наступят хорошие времена.