«Голос Армении»: «Нет повести печальнее, чем повесть о лживом главнокомандующем»
Газета «Голос Армении» пишет:
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о том, как Никол Пашинян "не понимает", в чем его вина. А о том, что он не понимает, премьер сказал на слушаниях в парламентской комиссии по 44-дневной войне. Дескать, да, по-человечески он настолько благороден, что признает себя виновным во всем, но вот, говорит Никол, когда он берет ручку и бумагу и хочет написать конкретно, в чем же он виноват, то ничего у него получается. Потому как, глядя честными глазами говорил Никол, одни его обвиняют в том, что он сдал земли, другие в том, что не сдал их вовремя…
Премьер "не понимает", в чем его вина… Ну что ж объясним еще раз. И будем объяснять столько, сколько надо. Вина, Никол, в том, что привел войну, и в том, что проиграл в этой войне, понеся большие потери. И две этих больших вины взаимосвязаны, имеют общую основу. Но пойдем по порядку. Чтобы Николу легче было понять, начнем с азов.
Никол говорит, что война была неизбежной. Потому, говорит, что переговоры зашли в тупик… Это неправда. Война началась не потому, что переговоры зашли в тупик. Потому, что, если бы война началась из-за того, что переговоры зашли в тупик, она должна была начаться гораздо раньше. И неоднократно.
С момента работы тройки сопредседателей в лице России, США, Франции переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию заходили в тупик не раз. Впрочем, и до формата сопредседательства тоже. При тройке сопредседателей переговоры заходили в тупик, когда со сторонами не удавалось согласовать поэтапный пакет предложений по урегулированию. Потом они зашли в тупик, когда не удалось согласовать представленный пакетный вариант. Потом, когда не удалось согласовать пакет предложений под названием «Общее государство». Потом, когда провалился Ки-Уест, где предлагалось в обмен на присоединение Арцаха к Армении через Лачинский коридор, предоставить Азербайджану дорогу в Нахиджеван, через Мегри. Потом, когда провалились переговоры Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева в Рамбуйе при посредничестве Жака Ширака. Потом, когда провалились переговоры в Казани…. И было еще не раз и не два, когда в течении лет и десятилетий, переговоры снова заходили в тупик.
Но война, Никол Воваевич, "почему-то" не начиналась. Проходило какое-то время, и посредники вырабатывали новые варианты, представляли их на суд сторон и говорили, что открывается новое «окно возможностей». Ссылки Никола на заявление Сержа Саргсяна в апреле 2018-го, что переговоры в тупике из-за максималистской позиции Азербайджана, дескать, потому война была неизбежной – сказки для преданных рюкзаков. Конечно, Кристине Погосян, Айк Саргсян, Вилен Габриелян и Ваагн Алексанян придут от этой сказки в восторг, но реалии таковы, что озвученная Сержем Саргсяном констатация была всего лишь об очередном тупике в переговорном процессе, в череде ряда предшествующих, не более того.
А началась война потому, что одна из сторон конфликта почуяла запах крови, вдруг поняла, что на этот раз может получится…Почему так обнаглела?
Главная причина - не провальная предыдущая дипломатия предыдущего периода, как стремится представить Пашинян. Главная причина в том, что был нарушен военный баланс. Именно при Николе. Ссылки на то, что при нем было потрачено больше денег на вооружение, чем в предыдущее десятилетие - тоже для преданной Кристине. Потому как важно не то, сколько потратишь, а насколько эффективно потратишь. Можно потратить миллионы, но закупить на них туалетную бумагу, или пресловутые «Су», на фоне которых приятно фотографироваться, но во время войны пользы от них было не больше, чем от туалетной бумаги. Видишь ли, самолеты купили, а боекомплект к ним то ли забыли, то ли немножко не успели…
Факт в том, что баланс вооружений успешно поддерживался армянской стороной при всех предыдущих лидерах, несмотря на то, что военный бюджет Азербайджана при всех трех предыдущих лидерах и тогда кратно превосходил военный бюджет Армении. Но баланс был, и этот баланс сдерживал Азербайджан. Баланс был за счет более прагматичного подхода, за счет закупок по льготным ценам, за счет приобретений благодаря крепким союзническим связам и успешной дипломатии, за счет эффективной кадровой политики в армии. И несмотря на то, что Азербайджан тратил на вооружение гораздо больше, это практически не сказалось и в период 4-дневной апрельской войны 2016-го.
Никол провалил все перечисленные составляющие поддержки военного баланса. И, да, это не только вооружение. Главное, но не только. А кадровая политика? Никол уже позабыл, какую кадровую чехарду он развел в вооруженных силах Армении и в Армии обороны Арцаха после прихода к власти? Кадровая чехарда, глупая дипломатия в отношениях с союзниками тоже сыграли свою роль в аппетитах Ильхама Алиева.
Но и это еще не все преступные ошибки в плане поддержания военного баланса, который должен был сдержать агрессора. Премьер полагает, что уже забыт тот раздрай, который был устроен в стране его командой? Послушать Никола на заседании комиссии, так он после прихода к власти, только и делал, что занимался проблемами армии. На самом же деле, главным его занятием с 2018-го по 2020-ый было сведение счетов со своими политическими оппонентами.
Причем, зачастую просто потакая собственным капризам, абсолютно бессмысленно с точки зрения государственных интересов. Сколько энергии он ухлопал со своей командой хотя бы на слом Конституционного суда… Что от этого выиграла Армения? Ничего. И еще раз – ничего. Бесполезная трата времени на абсолютно бессмысленные внутренние разборки. Может, если бы Никол меньше тратил времени на эту - сегодня тем более очевидную - ерунду, а больше занимался бы проблемами армии, вел бы тогда более адекватную политику как кадровую, так и в плане приобретения нужных вооружений, два армянских государства продолжали бы жить мирной жизнью.
Не говоря уже о том, что раздрай в обществе не мог не отразится и на армии. Дискредитация пусть и грешных, но заслуженных командиров и бывших лидеров страны, победивших в первой карабахской войне, только нивелировала авторитет армии, и этот фактор тоже учитывал агрессор, развязывая войну.
Агрессор ведь понимал, что более удобного шанса может и не быть. Ведь во главе противостоящей страны стоит команда выскочек и уклонистов от армии, которые упиваются собственной властью, для которых вопросы безопасности – лишь головная боль, отвлекающая от неожиданно открывшихся перспектив красивой и беззаботной эпикурейской жизни. И эти активно насаждаемые в обществе благодушные настроения – только воодушевляют того, кто ищет удобный момент для вторжения».