«Голос Армении»: В конце концов, власть Пашиняна – не преследующий нас злой рок
Газета «Голос Армении» пишет:
«Один щедрый человек в свое время заметил, что власть – это драгоценное яйцо, которое правитель несет в ложке, а трасса, между прочим, составляет тысячу миль, бежать надо по раскаленным углям и уронить яйцо никак нельзя – слишком многое тогда будет потеряно. Пашинян уже долгое время бежит по раскаленным углям с пустой ложкой. Яйцо он уронил давно, так что обречен потерять и власть. Чтобы этого не понимать, надо быть его сектантом. Остальные в курсе.
Английский теоретик права XIX века Джон Остин утверждал, что если большинство населения полно решимости избавиться от ненавистных властей, тогда мощь режима, включая тех, кто его поддерживает, не спасет власть. Остин заключает, что борющийся народ невозможно вернуть к постоянному подчинению и покорности. А великий Никколо Макиавелли еще ранее высказал мысль, что правитель, имеющий врагом весь народ, не обезопасит себя никогда; чем к большим жестокостям он будет прибегать, тем слабее станет его самодержавный строй.
Может, Пашинян, видя пассивность оппозиционных политических партий, очередного внеочередного кризиса в настоящее время не ждет. Но из этого можно предположить, что разразится кризис скорее, чем власть себе представляет. Так шахматист, считающий вглубь на десять ходов, иногда пропускает детский мат.
Итак, стартовал сбор подписей в рамках инициативы "Айкве", выступающей за изменение законодательства и предполагающей строгое наказание за отказ от самоопределения Арцаха и принижение значения Геноцида армян. Чтобы хоть как-то сохранить остатки лица, ЦИК установил 60-дневный срок – с 21 июня по 19 августа 2023 года – для организации сбора подписей (50 тысяч). Затем "Айкве" снова обратится в ЦИК, которая должна подтвердить действительность подписей, после чего законопроект будет внесен в Национальное Собрание. Отметим, что, по Конституции (статья 109), законопроекты в парламент могут представлять и внепарламентские силы. Для этого им надо собрать 50 тысяч подписей.
Естественно, власти попытались всячески воспрепятствовать этому процессу. В частности, хотя статьей 10 закона "О референдуме" предусмотрено, что сбор подписей в данном случае осуществляется на территории органов местного самоуправления, мэрия Еревана отказалась предоставить соответствующие помещения. Примеру столичной мэрии последовали руководители общин Спитака, Сисиана, Дилижана и Амасии. По какому праву?
Ну что ж, легкость, с которой то там, то здесь на пространстве страны местным бонзам удается устанавливать микродиктатуру, - это тревожный признак. Это тест, свидетельствующий о том, что вся страна не обладает иммунитетом против этой заразы.
Инициатива "Айкве" была вынуждена представить в генпрокуратуру сообщение о преступлении, и вопрос в итоге был решен. Но это, конечно же, не означает, что власти и дальше не будут препятствовать сбору подписей. Агата Кристи в "Убийстве на поле для гольфа" сказала устами Эркюля Пуаро: "Человек – существо неоригинальное. Он неоригинален в рамках закона, в своей повседневной личной жизни, но он равным образом неоригинален и в нарушении закона. Если он совершит преступление однажды, то и все другие преступления, совершенные им, будут походить на первое". В совершении преступлений не оригинальна и власть Пашиняна, добавим мы.
днако в том, что 50 тысяч подписей будут собраны, причем раньше установленного срока, сомневаться не приходится. Хотя у Пашиняна откровенно робеспьеровское отношение к демосу: "Если народ не поддерживает наши идеи – заменить народ!", сделать это ему пока не удалось. Но вот что будет после того, как законопроект поступит в парламент?
Весьма трудно разделить оптимизм координатора инициативы "Айкве" Аветика Чалабяна, заявившего: "Режим не желает, чтобы законопроект был внесен в Национальное Собрание и поставлен на голосование. Власть просто боится того, что и НС может проголосовать "за". А общественный и политический деятель Эдгар Казарян считает, что "если депутаты парламента выступят против этого законопроекта, то им придется дать отчет народу".
Граждане, имеющие повышенную чувствительность к вопросам здравого смысла, не могут не спросить: значит, кто-то серьезно полагает, что фракция "Гражданский договор" может проголосовать за законопроект, боясь ответственности перед народом? Будем дискутировать по этому поводу? Не будем – в любом случае. Ибо, как сказано по другому поводу, если надо объяснять, то не надо объяснять.
Что касается ответственности, то для представителей этой власти Пашинян – настоящий царь-освободитель. Он освободил их от любой ответственности за что-либо. Тем более – ответственности коллективной. Солон, которого античные предания причисляли к семи греческим мудрецам, утверждал, что один отдельно взятый афинянин – это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания в Пниксе, уже имеешь дело со стадом баранов. Пашинян всегда будет делать со своими баранами то, что ему нужно. До тех пор, пока ему будет нужно.
Но не только в этом дело. Все обвинения, совершенно справедливо звучащие в адрес Пашиняна, в полной мере относятся и к фракции "Гражданский договор", которая целиком делит со своим вождем ответственность за трагедию, в которой оказались сегодня страна и народ. Она фактически соучастница преступления.
Именно фракция ГД делит с Пашиняном всю ответственность за катастрофическое поражение в 44-дневной войне, тысячи жертв, фактическую сдачу Арцаха, ползучую оккупацию врагом территорий суверенной Армении, последствия "любви и братства" с Турцией и Азербайджаном. Фракция ГД горячо поддерживала и поддерживает все без исключения инициативы Пашиняна, совершенно не задумываясь над тем, к каким плачевным последствиям они могут привести. Именно руками фракции ГД принимаются абсурдные законы, регулярно нарушается Конституция, нейтрализуются инициативы парламентской оппозиции.
И вина за все это, повторяем и подчеркиваем, лежит не только на Пашиняне, но и на фракции ГД, которая является соучастницей преступления. Отступать ей некуда, и надеяться, что она проголосует за представленный "Айкве" законопроект, в высшей степени наивно. Скорее всего, голосования вообще не будет. Например, из-за отсутствия кворума или по какой-то другой причине. То есть на 50 тысяч граждан просто наплюют.
И что тогда останется делать в очередной раз оплеванным гражданам? А останется им одно: взять свои "сертификаты об участии", пойти всем вместе к парламенту, войти в здание (кто может не позволить этого 50 тысячам граждан?) и потребовать ответа от тех, кто так обошелся с их законодательной инициативой, имеющей обязательную правовую силу.
В конце концов, власть Пашиняна – не преследующий нас злой рок, с которым ничего нельзя поделать. Честертон говорил, что рок – это не то, что происходит с вами, что бы вы ни делали, а то, что происходит с вами, если вы ничего не делаете. Тогда вы оказываетесь полностью игрушкой рока».