«Голос Армении»: Алгоритм кадровой политики пашиняновской власти – на ключевые госдолжности продвигаются люди с сомнительными взглядами
Газета «Голос Армении» пишет:
«В Матенадаране им. Месропа Маштоца в скором времени ожидаются выборы директора. В качестве кандидата от власти выступает замминистра образования, науки, культуры и спорта Араик Хзмалян, назначенный на эту должность в июне 2019 года.
Какое отношение к фундаментальному арменоведению имеет Хзмалян – выпускник Ереванского государственного института театра и кино и аспирантуры Художественного института НАН РА, не совсем понятно. Правда, в Матенадаране он работает давно – был советником директора Матенадарана по управлению музеями и связям со странами СНГ, начальником отдела архива. С другой стороны, где найти человека и ученого такого масштаба, каким, например, был Сен Аревшатян (философ, историк, доктор философских наук, академик НАН РА), возглавлявший Матенадаран с 1982- 2007 годы? Однако при желании найти можно, ведь у нас есть крупные талантливые историки, арменоведы, притом национально мыслящие.
Впрочем, дело не в научных или организаторских способностях Хзмаляна, а в весьма специфическом алгоритме кадровой политики пашиняновской власти, по которой на ключевые государственные должности в сферах, имеющих важнейшее стратегическое и идеологическое значение для государства, продвигаются люди с довольно сомнительными взглядами, если не сказать, откровенно антиармянскими и антинациональными.
28 января 2008 года на одном из армянских телеканалов прошла передача, посвященная Дню армии, во время которой нынешний замминистра образования, науки, культуры и спорта Араик Хзмалян озвучивал свои взгляды на армию и армейскую службу, заявив буквально следующее: «Об армии и вообще госинтересах говорить с позиции высоких идей, мол, каждый должен обязательно служить в армии – считаю, что это устаревший метод. Не думаю, что для того, чтобы быть мужчиной, надо служить в армии. Это искусственная повестка. Сегодняшние власти не имеют морального права требовать от гражданина служить в армии. Попробуем быть честными: существенная часть молодых людей возвращаются из армии и морально сломленными, и с многочисленными физическими и психическими отклонениями».
Стоит обратить внимание, до какой степени это передергивание (розлива 2008-го года) перекликается с публичными словоизвержением Пашиняна в период прихода к власти на волне «бархатной революции». Дискредитация армии тогда шла полным ходом, вранье лилось рекой – солдатам есть и одевать нечего, отбиваются они от атак противника едва ли не рогатками, и т.д. Это при том, что армия была самым состоявшимся институтом в Армении периода независимости, и во всех иностранных рейтингах фигурировала как самая сильная армия региона. К чему привели речи Никола про «майка-трусик» и реформы с «клубникой», всем известно. А уж про то, сколько молодых людей, которым повезло остаться в живых после 44-дневной войны, вернулись домой действительно «морально сломленными и с многочисленными физическими и психическими отклонениями», страшно даже подумать.
Между тем надо понять, что речи, подобные тем, что толкал Хзмалян еще в 2008 году, – не случайность, а часть процесса по подрыву государственности, который шел годами, пока не вылился в апреле 2018 года в «революционный шабаш».
«У нас была и есть определенная прослойка в обществе, активно продвигающая, в том числе в школах (вспомните школу Блеяна), идею о том, что государство не имеет права требовать службы в армии, - отмечал в ходе той же телепередачи 15-летней давности доктор политических наук, военный историк Армен Айвазян. - Такое впечатление, будто люди стерли из своей памяти все: как будто не было 1915 года, после этого не было 1918-1920 годов, 1988-1994 годов, войны, Сумгаита, Баку – ничего не было. Этим людям как будто память прооперировали. Это все исходит из каких-то чуждых внешних источников. А в нашей ситуации, находясь в состоянии войны, которая не всегда, кстати, осуществляется только военными, но и пропагандистскими, информационными, психологическими методами, мы видим как раз результат пропагандистской войны против нас. Наглядное доказательство этого результата – подход Хзмаляна…»
Между тем, если вышеупомянутые слова Айвазяна были актуальны в 2008 году, то теперь, после поражения в 44-дневной войне, продолжающейся агрессии Азербайджана, захвата врагом части территории Армении, смертельные угрозы Арцаху, и бесчисленных новых угроз, продуцируемых собственной властью, они актуальны вдвойне.
Можно возразить: мол, Матенадаран – не военная структура, какая разница, что тот же Араик Хзмалян думает о службе в армии, он же не претендует на командование взводом? Но это несостоятельный аргумент, потому что когда речь идет о госдолжности, должны быть жесткие критерии отбора не только по узко-профессиональному признаку. Вправе ли занимать государственную должность человек, когда-либо проповедовавший против службы граждан своей страны в вооруженных силах своего государства?
«Моя позиция в данном вопросе однозначна – нет, не имеет, - сказал в беседе с корр. «ГА» А. Айвазян. - А то, что Матенадаран является государственным учреждением, имеющим, возможно, большее стратегическое значение, чем Армянская атомная станция и, возможно, весь МОНКС, думаю, нет необходимости отдельно объяснять»».