«Голос Армении»: Трудно ждать от утопающего, который хватается за соломинку, особой элегантности
Газета «Голос Армении» пишет:
«Сбор подписей граждан по какому-либо вопросу – это обычная, широко распространенная в демократических странах акция. Существует известная формула Натана Щаранского, которую называют "тестом на городской площади". Если человек может войти на городскую площадь и выразить свое мнение без страха быть арестованным или подвергнутым физическому насилию, тогда он живет в свободном обществе.
Наши сограждане тоже думали, что живут в свободном обществе и могут пойти и поставить подпись под инициативой "Айакве", то есть выразить свое мнение об изменении законодательства и введении строгого наказания для выступающих от имени РА должностных лиц, которые совершат какое-либо действие по признанию Арцаха частью другого государства или принижению значения Геноцида армян.
Ведь если послушать представителей власти, Армения при Пашиняне – бастион демократии, страна диалога и консенсуса. Только здесь граждане в поиске согласия бросаются в объятия друг друга. И недалек тот день, когда в Армении падет последняя перегородка между гражданами. Вот, скажем, тот же сбор подписей. При "бывших" граждане во время этой акции с налитыми кровью глазами вцепились бы друг другу в глотки. Потребовалось бы перо древнегреческого драматурга, "отца трагедии" Эсхилла, чтобы описать все перипетии их титанической борьбы. К счастью, при Пашиняне Армения безболезненно рассталась с пережитками прошлого.
Но это я так… погаллюцинировал немного. Обратимся к нашей сегодняшней действительности.
Еще до старта сбора подписей в рамках инициативы "Айакве" власти пытались всячески воспрепятствовать этому процессу. В частности, хотя статьей 10 закона "О референдуме" предусмотрено, что сбор подписей в данном случае осуществляется на территории органов местного самоуправления, руководители ряда общин отказывались предоставить соответствующие помещения.
Власть с радостью вообще бы запретила акцию, как, например, в июле 2021 года, когда на Северном проспекте столицы инициативная группа попыталась организовать сбор подписей с требованием освободить из-под стражи мэра Гориса Аруша Арушаняна, мэра Каджарана Манвела Парамазяна, мэра Сисиана Артура Саркисяна, бывшего мэра Мегри Мхитара Закаряна и других незаконно арестованных. Тогда всего через день полиция строго запретила проведение акции по сбору подписей. Но акция "Айакве" – это законодательная инициатива граждан, имеющая обязательную правовую силу, и запретить ее невозможно.
Так что властям пришлось прибегнуть к другим проверенным методам. Например, категорически запретить бюджетникам под угрозой немедленного увольнения участвовать в сборе подписей, развернуть широкомасштабную пропагандистскую компанию с целью убедить население в том, что инициатива "Айакве" неминуемо приведет к новой войне. Ну, о том, кто и что в действительности приведут к новой войне, сказано и написано много, так что не будем повторяться. Это просто попытка при помощи лжи ввести граждан в заблуждение. Люди давно спорят о том, существует ли психотропное оружие, способное разжижать мозги? Так вот же оно, пожалуйста, вещает всеми возможными способами.
Но по большому счету властная пропаганда была похожа на концерт живущих в джунглях гигантских жаб: громкая какофония, мороз по коже – и никакого результата.
Есть два основных ресурса авторитарного режима: ложь и насилие. Когда одной лжи недостаточно, подключают насилие, что и сделала власть. Случилось то, что при Пашиняне просто не могло не случиться. Особенно накалилась ситуация в Мартуни, где регулярно совершаются нападения на членов инициативы "Айакве". В последний раз это произошло 12 июля. "10-12 провокаторов порвали информационные листовки, оскорбляли и угрожали как организаторам, так и поставившим свои подписи гражданам. На месте присутствовал и представитель мэрии города, который не предотвратил преступление и не зафиксировал его. Люди не были допущены к участию в сборе подписей", - рассказал член инициативы "Айакве" Наири Охикян.
13 июля было совершено нападение уже в городе Раздане. Как сообщили в пресс-службе инициативы "Айакве", провокаторы в лице сторонников власти прибегают к радикальным мерам, понимая, что остановить темп сбора подписей они не в силах.
Не приходится сомневаться, что география нападений и насилия будет с каждым днем расширяться. Где проводится акция оппозиции, там, если пошарить неподалеку, - и организованная властями провокация. Так при Пашиняне было всегда. Еще во время акций Движения сопротивления Артур Ванецян констатировал, что "в марзах многие провокаторы пытались сорвать наши встречи с гражданами". Ну что ж, трудно ждать от утопающего, который хватается за соломинку, особой элегантности.
Властям нужно запугать граждан. Вбить в сознание общества, что применительно к несогласным с политикой Пашиняна, сегодня разрешено все. Власть хочет создать для граждан мир сплошного, тотального, бесконечного страха, где не на что опереться. Ее задача – измельчить твердые фракции достоинства и здравого смысла людей до состояния суспензии, эмульсии и дальше – к раствору.
Почитайте Салтыкова-Щедрина: "Воблу поймали, вычистили внутренности и вывесили на веревочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денек-другой, а на третий день у нее и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался. И стала вобла жить да поживать.
- Как это хорошо, - говорила вяленная вобла, - что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет". Вот во что нас хотят превратить.
Что должны делать граждане в подобной ситуации? В свое время Вазген Манукян вывел формулу, которая, на наш взгляд, является единственно правильной при нынешнем положении дел: "Кто поднимет руку на нас, получит ответный удар. Ненавистью – на ненависть, агрессией – на агрессию". Угол падения равен углу отражения, даже если об этом ничего не знать.
Скажете, это агрессия? Да, но оборонительная агрессия, которая естественна. Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в сохранении жизни или свободы. Если эта цель достигается, то исчезает и агрессивность со всеми ее эмоциональными эквивалентами. Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и призван охранять его жизненно важные интересы от угроз.
Активное гражданское сопротивление иногда называют "сицилийской вечерней". Доведенные до предела поведением пришлых французов, которые безнаказанно бесчинствовали в стране, сицилийцы 30 марта 1282 года возроптали и всех их перерезали. Сектанты Пашиняна, нападающие на мирных граждан по всей стране, - тоже пришлые. Мы, естественно, не призываем их перерезать, но остановить обязаны.
Альтернативой "сицилийской вечерне" является принцип "плюнь и поцелуй злодею ручку". Но овладевший народом синдром выпученной беспомощности в конечном счете приводит к гибели этого народа как исторической общности».