Жизнь в Джермуке после войны
«Самые полезные травы остались на той горе», – рассказывает госпожа Тагуи и указывает на заднюю часть горы с круглой верхушкой, которую видно из центра Джермука.
Годами жительница Джермука и другие жители города собирали различные травы, ежевику, шишки и продавали их на пути к питьевой галерее города.
В этом году не так много видов лечебных трав, и туристов почти нет. Никогда ещё питьевая галерея города не была такой пустой в вечернее время. Но продавщицы игрушек и одноразовых стаканчиков рассказывают, что всё прекрасно.
«Они (азербайджанцы – Прим.ред.) положили глаз на эту землю, на воздух, природу. Многие уехали из Джермука. Но я не собираюсь. Торговли, как видите, нет. Но я не жалуюсь. Уже приготовила заготовки на зиму, на кусок хлеба зарабатываю. Если я начну жаловаться, то что же говорить людям, находящимся в блокадном Арцахе? Что им делать? Сейчас всё внимание должно быть сконцентрировано на Арцахе», – отмечает г-жа Тагуи.
Во время сентябрьской войны 2022 года её супруг был водителем кареты скорой помощи. И Тагуи не желает даже вспоминать об услышанном.
В городе сейчас новые гости. Автомобили наблюдателей ЕС почти всегда паркуются перед лучшими гостиницами Джермука.
Жители ставшего приграничным Джермука расстроены, что государство не предоставляет им никаких льгот. Никто не соглашается высказывать своё недовольство на камеру. Отмечают, что без камер – более непринужденные.
«Моё мнение может многим не понравится. Но и молчать тоже не нужно. В Джермук приезжают в основном русские, иранцы, арабы. В Армении сократилось число туристов. Нет ажиотажа прошлых лет», – отметил мужчина.
Женщина, торгующая украшениями и сувенирами по пути к водопаду, уже летом задумалась о «коммунальных платежах», которые предстоит выплачивать зимой.
«В прошлые годы мы работали по 2 месяца, и откладывали деньги на зиму. Зимой тут снега по колено, холодно. Не знаю, как мы будем платить за коммунальные услуги в этом году. Ежедневная прибыль составляет 3-5 тысяч драмов, и на эти деньги кое-как удается покрывать ежедневные расходы. В прошлые годы автомобили парковались в два-три ряда, не было места для парковки, сейчас, как видите, пусто. Почти никто не приезжает из областей Армении, в вечернее время приезжают жители из соседних сел, гуляют, и снова уезжают», – отмечает женщина, стоящая у торговой лавки, и не соглашается сфотографироваться.
Несмотря на нехватку туристов, высокие цены сохраняются. Одна ночь в гостинице на 4 человек обойдется примерно в 60-100 тысяч драмов. 20-минутная прогулка на лодке – 3000 драмов, экскурсия к гейзеру – 25 тысяч драмов.
«Дорого, и для местных иногда недоступно. Но как-то надо жить. Необходимо ввести какие-то льготы, привлечь людей, чтобы они приезжали в Джермук. Разве вы видели, чтобы должностные лица отдыхали здесь со своими семьями, чтобы показать, что здесь спокойно, безопасно?» – отметила она.
Нехватка гостей ощущается также в гостиницах. Пятизвездочная гостиница отказалась от шведского стола. Для гостей, занимающих два-три номера накрывают отдельные столы.
По выходным в Джермуке наблюдалась определенная активность, число гуляющих по городу людей увеличилось. Мы встретили также знакомых из Еревана. В городе спокойно, нет особых занятий, особенно для молодежи. После войны прошлого года в городе не работает канатная дорога.