Лариса Алавердян – «ГА»: «Арцах должен действовать напрямую»
"Заключение многоуважаемого г-на Окампо – это тот самый шанс, который выпал (а выпадает такой шанс очень редко) непосредственно Республике Арцах. Ведь все, что делает Армения на арцахском фронте, не говорит в ее пользу. И не думаю, что она будет обращаться с данным материалом так, как это следует", – заявила в беседе с "ГА" первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян.
Что же следует сделать? По мнению собеседницы, доклад Луиса Морено Окампо – это не просто заключение серьезного юриста-международника, который занимается международным правом: "Окампо - один из основателей Международного уголовного суда. В 1998 году мы обращались к вопросу принятия или непринятия Арменией Римского статута, в конечном итоге, не приняли, но само имя этого человека нам очень дорого.
Хочу обратить внимание вот на что: все, кому не лень, критикуют сегодня Араика Арутюняна. Но это необоснованная критика. То, что президент Арцаха делает не так, - на виду у всех. Но само обращение к такому высокоавторитетному юристу, как Окампо, дорогого стоит. Ведь это вполне мог сделать кто-то из Армении, но не сделал.
Народ Арцаха настолько явно высказывает свою волю и отношение ко всему тому, что происходит, что президент Республики Арцах должен был это сделать. Это следовало сделать гораздо раньше, но сам факт того, что это все-таки сделано, является достижением народа Арцаха, представляющих его депутатов и оппозиции. Там не Мертвое море, как в Армении, там идет динамичный процесс", – считает Л. Алавердян
"Не было ни одного документа, который бы мог опровергнуть легитимность образования Нагорно-Карабахской Республики. Обладая безупречным пакетом документов, международное сообщество понимало, что если рассматривать этот вопрос в правовом пространстве, то там нет даже щели, чтобы отказать Республике в легитимности и легальности. Поэтому я считаю, что независимо от действий армянского правительства, Республика Арцах, у которой сегодня новый спикер НС, не теряя ни секунды, должна единогласно присоединиться к Конвенции о предупреждении преступления геноцид и наказании за него, принятой 9 декабря 1948 года. Без этой важнейшей Конвенции все, что говорится о правах человека, просто пустой звук.
Частичная международно-правовая субъектность Республики Арцах дает ей это право. Скажу больше, у нас есть высококвалифицированная группа юристов, готовых поддержать все сопутствующие процессы (технические, и не только), если Арцах (президентская Республика) в лице президента обратится в ООН с требованием осудить Азербайджан за совершаемый им геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Такое обращение реально изменит то мертвое море, в котором мы оказались. Международное право требует от государств и международных организаций четко реагировать на случаи подготовки и реализации геноцида.
Требование к международному сообществу должно громко прозвучать на фоне геноцидальной политики против армян, направленной на обслуживание турецко-азербайджанского тандема. Международное сообщество обязано пресечь эти деяния, которые являются преступлением не только против армян, но и против человечества.
Как говорят авторитетные юристы-международники, само обращение изменит ситуацию, потому что за этим начнется процесс. Международная практика говорит о том, что инициатива должна исходить от стороны, которая считается пострадавшей. Армения имела основания сделать это в 2020 году, но не сделала. Арцах должен вспомнить о своей международно-правовой субъектности, именно в таком объеме, который позволяет ему обращаться непосредственно (не через посредников, не через письмо, которое передавалось с нескрываемой ухмылкой одного и с язвительной улыбкой другого), а напрямую. Арцахская проблема – это проблема всего армянства, которое должно сказать свое слово против совершаемого Азербайджаном, согласно многоуважаемому г-ну Окампо, геноцида", – заявила Лариса Алавердян.