Пресс-секретарь МИД Армении: Формат срочного заседания СБ ООН прямо не предполагает принятия резолюции или заявления
Пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян ответила на вопросы СМИ, касающиеся обсуждения гуманитарного кризиса в Нагорном Карабахе на экстренном заседании Совета Безопасности ООН и возможного развития событий после заседания.
Вопрос: 16 августа состоялось экстренное заседание Совета безопасности ООН в связи с гуманитарной ситуацией в Нагорном Карабахе. Страны выразили свои позиции, однако это не было зафиксировано в каком-либо документе. Почему не было принято никакого решения? Предложила ли такой документ Армения?
Ответ: Как уже было отмечено, мы высоко ценим принципиальные позиции наших партнеров и международных структур, озвученные как в ходе этого и предыдущего заседания СБ ООН в декабре, так и на других международных площадках по сей день, которые соответствуют приоритетам мандата СБ ООН в вопросах поддержания международной безопасности и мира, общечеловеческим ценностям защиты прав человека и осознанию необходимости предотвращения агрессивных действий Азербайджана и новой гуманитарной катастрофы в Нагорном Карабахе, что является, пожалуй, наиболее актуальным сегодня.
С процедурной точки зрения формат экстренного заседания СБ ООН является дискуссионным и не предполагает непосредственного принятия документа (резолюции или заявления). Кроме того, право предлагать проекты резолюций СБ ООН и инициировать голосование имеют 15 (постоянных и непостоянных) членов СБ ООН. Поскольку Армения не является членом Совета Безопасности ООН, этих полномочий не имеет.
Обсуждения в формате СБ ООН обеспечивают важную платформу, возможность привлечь внимание международного сообщества к возможным разрушительным последствиям ситуации, направить усилия Совета на ее решение и их возможного объединения, а также наметить дальнейшие шаги.
Вопрос: На этом процесс завершился?
Ответ: Отнюдь нет, это продолжительный процесс. МИД Армении продолжает свою активную деятельность в ООН и на других площадках. Сегодня международное сообщество, члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, заинтересованные в реальной, долгосрочной стабильности в регионе, должны предпринять конкретные шаги, объединить усилия, с тем чтобы направить сформировавшееся всеобщее мнение по вопросу возобновления функционирования Лачинского коридора на непосредственное урегулирование проблемы, основываясь на эффективном использовании существующих механизмов.
Вопрос: Почему экстренное заседание 16 августа было созвано под названием "Письмо Постоянного представителя Армении при ООН от 13 сентября на имя Председателя Совета Безопасности ООН"? Армения не отправляло новое письмо?
Ответ: С момента подачи Арменией запроса в СБ ООН после агрессии Азербайджана против суверенной территории Армении в сентябре 2022 года сформировался соответствующий пункт повестки дня Совета Безопасности ООН с упомянутым выше названием. Это общепринятое явление в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций, которое имеет очень простое техническое обоснование: не перегружать повестку дня Совета Безопасности различными формулировками одних и тех же или очень схожих вопросов.
Следует подчеркнуть, что письмом от 13 сентября вниманию СБ ООН было представлено письмо министра иностранных дел Республики Армения от 13 сентября в связи с вооруженным нападением Азербайджана, его непрекращающихся агрессивных действий, направленных как против Армении, так и против Нагорного Карабаха и представляющих угрозу международному миру и безопасности.
Позднее, с декабря 2022 года, обсуждения проблемы блокирования Лачинского коридора и гуманитарного кризиса в Нагорном Карабахе состоялись со ссылкой на упомянутое письмо и на соответствующий пункт повестки дня.
Следует отметить, что в преддверии встречи как в декабре прошлого года, так и в августе сего года Армения представила вниманию членов Совбеза ООН специальные письма-заявки с целью обсуждения вопроса именно блокады Лачинского коридора. Кроме того, было распространено несколько десятков писем, связанных с блокадой Лачинского коридора и создавшегося гуманитарного кризиса, в Совете Безопасности ООН и Генеральной Ассамблее и на других международных площадках.