Микаел Минасян: От Сан-Стефано до Степанакерта. Западный или российский сценарий решения Армянского вопроса?
Бывший Чрезвычайный и полномочный посол Республики Армения при Святом престоле Микаел Минасян на своей странице в социальной сети Facebook опубликовал статью, озаглавленную как «От Сан-Стефано до Степанакерта: западный или российский сценарий решения Армянского вопроса?».
Как указывает Минасян, у истоков нерешенности Армянского вопроса – права армян на свободную и безопасную жизнь на собственной Родине – непрекращающийся конфликт между Западом и Россией.
«В течение первых тридцати лет существования Третьей Республики Армения пыталась решить Армянский вопрос, пользуясь установившимся между Западом и Россией относительным затишьем и взаимной терпимостью друг к другу на Кавказе.
С первого же дня своего основания Армения начала проводить действительно сбалансированную/комплементарную/взаимодополняющую политику, в которой экономическую составляющую и компонент безопасности обеспечивала Россия, а внедрение международных стандартов, демократических ценностей проводилось под эгидой коллективного Запада. Экономика Армении, рынки сбыта, гарантии безопасности были связаны с РФ, а стандарты государственного строительства и философия демократии – с Западом», – говорится в частности в статье экс-посла.
«Другими словами, без объявления об этом, Россия была ответственна за физическое существование Армении и Арцаха, а Запад – за то, каким оно должно быть. И эта формула с большим успехом работала в условиях, когда у России и Запада не было неразрешимых конфликтов, а Армения никак не вмешивалась в существующие конфликты, сохраняя дипломатический баланс. Армения всегда проводила осторожную политику и никоим образом не вмешивалась в конфликты Запад-Россия, Запад-Иран, Запад-Россия-Сирия, Россия-Грузия», – отмечает Минасян, указывая:
«Ход решения Армянского вопроса был проармянским, поскольку вопрос о том, каким должно быть решение – по западному или российскому сценарию, не висел в воздухе. Он решался с учетом истории и ситуации на земле, где все было ясно».
«В 2018 году революционная власть Армении нарушила этот баланс, сначала обострив отношения с Россией, затем, на первом этапе, максимально сведя к нулю переговорное наследие, а на втором этапе – запутав всю логику переговоров тайными контактами, часто в обход посредников. Параллельно с большим энтузиазмом и дилетантской наивностью она попала в ловушку турецкой дипломатии», – отметил Минасян, добавив: Нынешняя власть Армении обнулила широкомасштабную работу и усилия Советской Армении, Диаспоры, а затем и Третьей республики.
«В результате, за последние полтора года вследствие, с одной стороны, неверной и импульсивной внешней политики Армении и резкого ухудшения отношений между Россией и коллективным Западом, с другой стороны, Армения оказались уже перед неизбежным выбором: Армянский вопрос должен решать по западному или российскому варианту? А Запад и Россия, исходя из собственных интересов и проблем, на наших глазах начали закрывать глаза на исповедуемые ими ценности и взятые на себя обязательства», – подчеркнул Минасян.
«Соответственно, чем дольше не решается вопрос «Запад или Россия», тем больше Армения и Арцах страдают в конфликте интересов России и Запада.
У каждого из геополитических центров свой интерес и представления в контексте решения Армянского вопроса. Сегодняшняя Армения сама лишила себя ресурса комплементаризма и вынуждена делать выбор», – указал экс-посол.
Детально представив западный и российский планы по Армянскому вопросу, Микаел Минасян пишет:
«Армения сейчас стоит перед выбором. В результате отсутствия выбора сегодня утрачивается Арцах, следующим будет Сюник и так далее. Необходимо просчитать каждую деталь, видимые и невидимые риски и ответить на вопрос: каким будет будущее Армении при выборе того или иного варианта? И, самое главное, обеспечит ли это решение Армении долгосрочный мир и стабильность или же породит новый конфликт, втягивая Армению в разрушительное экономическое и региональное противостояние и хаос?
Выбор очень сложен и невероятно рискован, ведь невыбранной стороне придется принять контрмеры, которые, в первую очередь, будут направлены против принявших решение. И именно в этом причина, что принято решение не принимать решения или, по крайней мере, делать вид, что решение не принято. Посему Армения постоянно пожинает негативные последствия непринятия решения, а позитивных либо нет, либо они из жанра моральной победы.
Армения, с одной стороны, продолжает оставаться членом ОДКБ, а, с другой стороны, в зоне ответственности ОДКБ дислоцирует нервирующих российскую сторону европейских наблюдателей и в 21-м веке еще ждет канадских всадников. Мы радуемся решениям международных судов и призывам международного сообщества, но не получаем правовых оценок и практического давления на Азербайджан – за доведение до голодной смерти и пытки в отношении народа Карабаха».
Минасян обращает внимание, что международное сообщество хранит молчание в связи с оккупацией части Джермука, но приветствует работу рудника, открываемого в Джермуке на правах западной собственности, а также с российским капиталом.
«Между тем, из-за отсутствия решения Армения и армянский народ платят невообразимо высокую цену. Армения должна окончательно определиться, по какому пути движется вперед, чтобы превратиться из средства в цель, из объекта в субъект», – резюмировал Минасян.