«Голос Армении»: Турция и Азербайджан уже заявляли, что не допустят смены власти в Армении
Газета «Голос Армении» пишет:
«Перед Н.Пашиняном изначально ставилась задача вывести Россию из Армении, считает армянский политолог Грант Микаэлян, поясняя, что Запад при этом совершенно не собирается приходить сюда и брать за Армению какую-то ответственность.
- Не только Запад не хочет заходить в этот регион, но и Россия не хочет (в этом Пашинян прав) оставаться здесь. Попробую обосновать сказанное. Дело в том, что воспринимаемая нами геополитическая конструкция строилась на двухполюсном мире, которая была в эпоху холодной войны, и на ее преломлении уже в региональном масштабе, где Россия была уже не мировая сверхдержава, но все еще региональная держава. Мы сами именно так и воспринимали регион на протяжении последних 30-ти лет, что в некотором роде, можно сказать, было «периодом сна» армянской стратегической мысли, поскольку никто иначе не думал.
А сейчас однополярный мир уже закончился, что, собственно, признают и сами американцы. В частности, госсекретарь США Энтони Блинкен недавно в одном из своих выступлений фактически признал конец однополярного мира. Это раз. А во-вторых, и Россия уже не справляется даже в региональном масштабе. Как следствие мы видим, что у Армении из тех двух опор, на которые она, хоть и ассиметрично, но рассчитывала, теперь нет ни одной.
Теперь вопрос: а была ли у Пашиняна цель переориентировать Армению от России на Запад, или его изначальной задачей была переориентация Армении на Турцию? Я склоняюсь к мысли, что именно второе было фактом, а не первое. Ведь вместо того, что взаимодополнять сложившуюся геополитическую конструкцию новыми элементами (Китаем, Индией, арабскими странами и т.д.), Пашинян, наоборот, намеренно саботировал все попытки и целенаправленно повел Армению по ускоренному пути разрушения этого стратегического баланса, взяв ориентацию на Турцию.
Сегодня у меня нет никаких сомнений, что изначальной целью Пашиняна был вывод Армении из российской орбиты и перевод ее в турецкую орбиту, учитывая те связи с Турцией, которые у него и его команды есть.
- Как вы сами неоднократно заявляли, нынешняя власть уже, по сути, бойкотирует ОДКБ, и здесь мы уже видим тенденцию к разрыву отношений с РФ в сфере безопасности. Как вы думаете, ожидает ли нас разрыв отношений и в экономическом плане, и чем это может быть чревато, учитывая то, что Россия является основным экономическим партнером Армении?
- В экономическом плане Россия действительно выступает важнейшим партнером Армении. Причем, в последние годы связи экономик Армении и России даже стали более выраженными, став основой для роста армянской экономики. Сейчас Пашинян будет пытаться, наряду с тем геополитическим разворотом, который он делает, сохранить экономические связи с РФ. Потому что в противном случае Армению ждет серьезный экономический спад и, естественно, его правительству будет очень тяжело «пережить» подобный экономический спад с точки зрения своего рейтинга и политического положения. Да, Пашинян научился глушить политическое недовольство, но он еще не умеет полноценно глушить экономическое недовольство. Хотя, возможно, и этому тоже научиться.
- Пашинян может и попытается сохранить экономические связи, но согласится ли на это Россия на фоне политических действий армянских властей?
- На данный момент, то есть в период российско-украинской войны, Россию это устраивает, потому что Армения, также как и ряд других стран, помогает РФ смягчать последствия западных санкций. Но в перспективе, когда у России уже не будет таких проблем, давление с ее стороны усилится.
Кстати, определенное давление мы видим и сейчас. К примеру, в этом году Россия заблокировала импорт армянской молочной продукции. Понятно, что для Пашиняна это не существенная величина (речь идет примерно о 20 млн долларах), но для армянского бизнеса, вовлеченного в эту сферу, - очень серьезная сумма. Другие последствия пока что незначительны. Но понятно, что есть сценарий Грузии и Молдовы, который вполне может повториться и у нас, то есть Россия по мере роста политического недовольства будет прибегать к экономическим аргументам и вводить, скажем так, что-то типа санкций против наиболее чувствительных армянских секторов. Так что, - да, у нас на сегодня есть риски в экономических отношениях Армении и России. Это факт.
- Теперь что касается «Зангезурского коридора». Если ранее риторика властей Турции и Азербайджана была крайне жесткой, мол, коридор получим по-любому, то буквально на днях Эрдоган вдруг заявил, что, если Армения воспрепятствует открытию «Зангезурского коридора», то коридор может пройти через Иран. Чем, на ваш взгляд, вызвана такая смена тональности турецких властей?
- Понятно, что сейчас идут очень интенсивные консультации на разных уровнях, в которые вовлечены, с одной стороны, Турция и Азербайджан, а с другой - США, Иран, Франция и другие страны. В этих условиях может сработать очень много факторов и взаимных влияний. Но самая главная проблема в том, что в этих переговорах и диалогах никак не участвует Армения. Она является всего лишь полем, за которое (или часть его) ведется борьба, а Армения не является каким-либо актором - даже в определении своей собственной судьбы.
Так что, нынешнее изменение турецкой риторики скорее всего вызвано внешними обстоятельствами. Например, Иран потребовал от Турции отказаться от идеи «Зангезурского коридора», предложив взамен проезд по собственной территории. Но при этом, напомню, что Эрдоган не впервые озвучивает подобный тезис. Уже один раз примерно год назад эта тема также звучала: раз Армения не хочет, пройдем по территории Ирана. Поэтому я бы не советовал обращать внимание на якобы смягчение турецкой риторики. Они могут чередовать агрессию с более мягкими заявлениями.
Но в любом случае, это крайне враждебные и опасные силы. И даже если они будут предлагать какие-то положительные опции, доверять этому нельзя. До тех пор, пока сущностно не изменятся Турция и Азербайджан, у нас нет оснований считать, что это не агрессивные государства и они не опасны для Армении
- Как вы вначале заявили, Пашинян изначально поставил цель ввести Армению в турецкую орбиту. Сегодня наша страна оказалась в тяжелейшей ситуации: потеря Арцаха, сотни тысяч насильственно депортированных арцахцев, похищение и арест азербайджанцами политической элиты Арцаха, раскол внутри нашего общества… Можно перечислять еще долго все то, что еще несколько лет назад даже в страшном сне не могло армянам присниться. Есть ли у нас еще шанс как-то изменить ситуацию, что можно сделать именно сейчас, как вы думаете?
- Это вопрос очень важный, но он также и очень сложный, поскольку не имеет простого и понятного ответа. Проблема в том, что если даже в ноябре 2020 года и даже в начале 2022 года у Армении были понятные траектории, как можно исправить ситуацию (при условии, если у власти находились бы эффективные, компетентные и национально-ориентированные силы), то сейчас таких понятных рецептов больше нет. То есть уже нет понятной внешнеполитической структуры, которую Армения может сегодня выстроить. Во многом это произошло по причине политики нынешних властей, но одновременно по обстоятельствам, от них не зависящим.
Как бы то ни было, сейчас необходимо консолидировать силы внутри страны, заканчивать с внутренними конфликтами (которые, кстати, раскручиваются нынешней властью и ее сателлитами, сеющими ненависть ко всем, в том числе, и к арцахским беженцам). Для того, чтобы в нынешних условиях создать устойчивую конструкцию, уже недостаточно более или менее очевидных решений. В любом случае, надо развивать отношения с крупными развивающимися державами, которых я уже перечислил, нужно углублять отношения с Ираном. Связывать серьезные надежды с Западом нам не стоит, это уже и дураку понятно. Да, нужно работать с ними, развивать и политические, и экономические связи, но надеяться на Запад нельзя. Впрочем, нельзя было никогда, поскольку Запад всерьез Армению поддерживать не собирается.
Более того, так же как соавтором и интересантом нынешней агрессии против Арцаха фактически выступила Российская Федерация (это, действительно, так), точно так же в 2020 году это были американцы и британцы. И сбрасывать этот фактор со счетов тоже нельзя. Повторюсь, у Армении нет сейчас простых и ясных решений. Но прежде всего решения состоят в том, чтобы выстраивать государственно-ориентированную элиту у нас и консолидировать общество, укреплять армию и выстраивать широкие альянсы, развивая отношения с развивающимися державами, плюс, усилить службы безопасности, в особенности от провокаций Турции и Азербайджана, не допуская роста их влияния на территории Армении.
- Если ли и осталась у Армении малейшая возможность для маневра, то при условии наличия у власти компетентных и национально-ориентированных сил. Но Пашинян и его команда плотно сидят у власти и вовсе не собираются уходить. Неужели мы уже обречены?
- Сказать, что я исключаю этот сценарий, к сожалению, не могу. Возможно, мы действительно обречены. Потому что Пашинян – это гарант ликвидации армянского геополитического фактора. По сути, сейчас уже происходит добивание этого фактора, и его символическое уничтожение произойдет, если будет судилище и расправа над арцахскими лидерами. И в Азербайджане, и в Турции это хорошо понимают.
Теперь, что касается того, может ли Армения выжить при Пашиняне. Есть такие мнения, типа, в нынешней сложной обстановке Армении нужно держать низкий профиль, избегать конфликтов, что, мол, и делает Пашинян.
Я с этой точкой зрения не согласен, поскольку она подходит для периодов спокойствия. Но сейчас Турция и Азербайджан нацелены на Армению, спокойной жизни они нам не дадут. Поэтому надо активно противодействовать, что, естественно, рождает риски. Более того, смена власти на другую- проармянскую, а не протурецкую власть – естественным образом создаст риск войны. Ведь Турция и Азербайджан уже заявляли, что не допустят смены власти в Армении. Как бы то ни было, надо будет продолжать бороться за будущее Армении и искать для этого возможности, поскольку надеяться на милость Турции и Азербайджана – как минимум неадекватно».