«Надеюсь, однажды мы снова откроем дверь нашего дома…» Истории вынужденных переселенцев из Арцаха
В части недействующей школы села Хнаберд Араратской области Армении временно нашли приют 5 семей, насильственно перемещенных из Степанакерта, Мартакерта и села Овсепаван Аскеранского района Арцаха.
Овсепаванцы – соседи, вместе покинули село, вместе перебрались в Хнаберд и пытаются начать здесь новую жизнь. «Мы жили дружно, вместе радовались, грустили, проживали хорошие и плохие дни. Мы были хорошими соседями, вместе и сейчас», – начинает с нами разговор Тамара Исраелян из Овсепавана и предлагает вместе выпить кофе.
У Тамары двое детей. Дочь с семьей сейчас проживает в городе Абовян, а она сама с мужем, сыном, невесткой и тремя внуками – в Хнаберде. Сын и невестка уже работают, внуки ходят в школу, в селе их приняли очень тепло, думают, что смогут здесь и обосноваться.
«Здесь климат как у нас в селе, но в нашем Овсепаване солнце было другим. Посмотрим, какой будет зима», – говорит Тамара, и на ее улыбающиеся глаза тут же набегают слезы.
Рассказывает, что они держали домашних животных, перед тем, как покинуть село, всех выпустили, а дверь дома закрывали, веря, что вернутся и снова откроют ее.
«Во время устроенной Азербайджаном перед агрессией более 9-месячной блокады Арцаха мы выращивали все сами, варили варенья, консервировали овощи. Готовились к зиме, были согласны и дальше жить в таких условиях, лишь бы не потерять Родину. В итоге мы оставили абсолютно все, взяли пару вещей из одежды и покинули свои дома», – продолжает Тамара, а ее 14-летняя внучка, названная в честь бабушки, кладет голову ей на плечо и начинает тихо плакать.
Соскучилась по селу, друзьям, мечтает только об одном – вернуться домой. Взяла с собой камень, один из маленьких камней, что были у них во дворе, в тот момент успела взять только это. Сейчас думает, что могла бы взять с собой и другие вещи, но не было времени. Бабушка добавляет – покидали село в кратчайшие сроки, чтобы спасти детей.
«Для турок нет разницы, кто перед ними – пожилые, молодые иль дети. Они убивают всех. И мы, зная это, спешили, чтобы успеть спасти детей, ведь турки способны на что угодно. Я не думаю, что какой-либо армянин захочет жить с ними бок о бок. Мы провели в пути в Армению три дня, несколько дней спали в машине, пока не доехали до Гориса. Мы доехали в целости и сохранности, но то, что мы пережили в те дни, поймут лишь остальные арцахцы. Я не могу передать словами, как мы прошли весь этот путь», – рассказывает Тамара Исраелян.
По ее словам, сейчас на сердце спокойно, но найти покой по-прежнему не удается: каждый день, каждую минуту мысленно возвращается в свой дом, сад, родное село.
«Не думаю, что найдется хоть один арцахец, который не думает о возвращении, но жить с турком никто не станет, ни один арцахец. Внуки каждый день говорят: бабушка, хотим домой. Не говорю им, что хочу этого еще больше. Видя слезы детей, не заикаюсь об этом, у меня болит сердце, но я молчу. Не хочу, чтобы у детей тоже болело сердце», – говорит Тамара, обнимает внучку, целует в заплаканные глаза, начинает расспрашивать ее о школе.
14-летняя девочка рассказывает, что в школе ее приняли как родную, у нее уже есть друзья, но она каждый день общается со своими друзьями из Овсепавана, которые нашли приют в разных общинах Армении.
«Очень хочу их увидеть, у меня только двое из арцахских одноклассников живут сейчас в Араратской области, остальные – далеко. Возможно, когда-нибудь мы вновь соберемся, увидимся…» – говорит 14-летняя Тамара и молчит. Молчим и мы, утираем слезы.
Молчание нарушает Мэри Аракелян из Сепанакерта. С двумя детьми и семьей сестры она проживает в одной из комнат недействующей школы. Ее сестра из Овсепавана, соседка Исраелянов.
Мэри, в первую очередь, благодарит старосту села Хнаберд, который не жалеет сил для помощи арцахцам, жителей Хнаберда, которые очень тепло их приняли. «Как мы можем забыть доброту этих людей: один приносил фрукты, второй – горячую еду, другой – свежеиспеченный хлеб, они разделяли с нами наши слезы, нашу боль», – говорит женщина.
Ей понравился климат Арарата, особенно пришелся по душе город Арташат, который чем-то напоминает ей Степанакерт. «Я еще не знаю, как долго мы тут останемся, как сложится все в будущем, но вариант только один: адаптироваться и начать новую жизнь», – говорит Мэри, не в силах сдержать слез и попросив не фотографировать ее. По словам Мэри, ее никогда никто в таком состоянии не видел, сама всегда думала, что она – сильная женщина, но сейчас у нее уже не осталось сил.
28 сентября они были одними из последних семей, покинувших Степанакерт. Уже в Горисе Мэри с двумя детьми и матерью присоединилась к семье сестры, чтобы быть вместе в Армении.
Однако на этом испытания, выпавшие на долю этой семьи, не закончились. Несколько дней назад с дочерью Мэри произошел несчастный случай. Вардуи, окончившая Арцахский государственный университет, позже училась маникюру. Она уже начала работать мастером маникюра в Арташате, а авария произошла, когда девушка возвращалась с работы домой. «Моя дочь чудом спаслась, у нее сломана рука, теперь мне важно лишь то, что дочь рядом, жива, за что непрестанно благодарю Бога», – рассказывает женщина.
Сын же – Армен – учился на экономическом отделении колледжа имени Григора Нарекаци в Степанакерте, теперь он продолжит учебу в одном из колледжей Арташата, а Мэри пойдет работать после выздоровления дочери. «Мне нужно работать, чтобы немного успокоиться, постоянно перед глазами мой дом, мой город, не забываю о них ни на секунду. Но надо жить дальше, я еще нужна детям», – говорит она.
Смежные статьи
- Вынужденная переселенка из Арцаха: Мой трехлетний внук говорит – бабо, хочу в Арцах, домой
- «Мы уже трижды теряли дом»: истории вынужденных переселенцев из Арцаха
- О чем мечтает 21-летняя вынужденная переселенка из Арцаха?
- В Ереване на свет появились внуки-двойняшки последнего мэра оккупированной Азербайджаном культурной столицы Арцаха – Шуши