Затулин: Оппозиция Армении перед выборами 2021 года обращалась к нам и просила как-то ее зримым образом поддержать, мы сказали – ни в коем случае
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин выступил с комментарием об актуальных проблемах в отношениях с Арменией в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва».
– А мы не будем обострять всё это время?
– Ну, во-первых, я хочу сказать, если раньше, когда я об этом говорил, предупреждал после прихода Пашиняна к власти, мне говорили, Вы не в ладах с реальностью, его же поддерживает народ, мы же не можем, вообще говоря, с оппозицией сотрудничать, у нас принципиальная линия, мы работаем с главами, работаем с официальной властью.
В 2020 году он провалил военные действия, я думаю, нарочно это сделал, потому что надо было избавиться от Карабаха. Мы сказали, ну Вы знаете, мы же не можем тут… После этого пошёл на выборы. Оппозиция обращалась к нам и просила как-то её зримым образом поддержать. Мы сказали, ни в коем случае, Вы что, если что-то с Пашиняном случится, он же подписал, один из трёх, кто подписал это соглашение о прекращении войны в Карабахе 9 ноября 2020 года.
– Ну переподписал бы кто-нибудь другой.
– Если его не будет, то там как бы вновь начнутся военные действия, мы будем вовлечены, мы будем втянуты, мы не хотим быть втянуты, у нас свои дела, поэтому не трогайте его. Ну вот мы доигрались до того, что теперь учебники не принимают.
– Там не учебники, там же тема с вооружениями тоже была. Помните, недавно Пашинян объявлял, что мы будем закупать какое-то иностранное вооружение, потому что вот российское не очень. А оказывается, оно было в заводской упаковке, то есть они его даже не распаковали.
– Там на самом деле не всё так просто. И сказать, что он не пользуется теми основаниями, которые мы ему создаём, а мы ему создаём основания… Да, они закупили у нас вооружение. Мы из-за спецоперации на Украине тянем с его поставкой. Они этим воспользовались для того, чтобы обратиться к другим.
Да, мы ввели своих миротворцев в Нагорный Карабах по результатам войны и договорённостей с обеими сторонами, после чего Пашинян заявил о том, что Карабах — это внутреннее дело Азербайджана, и он в этом не сомневается, в территориальной целостности Азербайджана. Тут же мы оказались в очень странной роли, наши военные там, не как разводящие две стороны, а как вообще люди без всякого мандата. И мы опять оказались в ситуации, когда мы заявили, ну раз Пашинян сказал, ну он же самый главный армянин, значит, так оно и есть.
Какой был смысл нам идти на поводу у Пашиняна? Мы должны были отстаивать свою версию: мы там находимся потому, что без нашего там нахождения возникает постоянная угроза насилия, депортации.
Что произошло? Произошло то, что сегодня ни одного армянина в этом Нагорном Карабахе нет, сто тысяч человек снялись и ушли. Это депортация настоящая под влиянием действий Азербайджана, с которым мы не стали спорить в этом вопросе, взяв на себя миротворческие функции.