«Голос Армении»: Жизненно необходимая Армении и Арцаху работа была прервана в 2018 году, когда к власти пришел Пашинян
Газета «Голос Армении» пишет:
«Президент Академии наук Армении Ашот Сагян на днях сообщил радостную весть: создан «научно-аналитический фонд «Гегард» для борьбы с антиармянской пропагандой в регионе», председателем попечительского совета которого он и назначен. По словам главы НАН, «фонд должен противопоставить научные факты политике искажения истории региона и антиармянской пропаганде». Кроме того, г-н Сагян поделился удивительным наблюдением: оказывается, «со стороны Армении в течение 30 лет не проводилось равноценной работы по противодействию дезинформации, которую распространял Азербайджан, и этот пробел нужно восполнить».
В качестве примера глава НАН привел события при Агдаме (так наз. ходжалинские), заявив, что, мол, если в каком-то университете какой-то страны признают «ходжалинский геноцид», это означает, что с армянской стороны не было активной работы по противодействию.
Вынуждена отметить, что г-н Сагян явно не в курсе реалий, что очень печально и непростительно для главного академика страны. Потому что в период с 2009 до 2018 года в Армении был создан и эффективно действовал Центр общественных связей и информации при президенте РА, сформировавшийся в высококлассный экспертный институт и развернувший активную работу именно в сфере противодействия антиармянской пропаганде, дезинформации и фальсификации событий в регионе.
С созданием Центра работа, которая до того велась лишь усилиями нескольких энтузиастов, была поднята на профессиональный уровень. Усилиями многолетнего директора Ара Сагателяна и его единомышленников работа на информационно-пропагандистском поле борьбы с бакинской машиной лжи привела к настоящему перелому в освещении событий 1988-2016гг. в мировой прессе и в экспертом сообществе. Почти 10 лет эксперты, подготовленные в основном в стенах Центра, развенчивали один за другим азербайджанские мифы, разоблачали фальсификации, разрушали антиармянские проекты в разных странах мира, параллельно оперативно реагируя на актуальные события в информационном поле.
Как специалист, долгие годы проработавший в Центре, могу засвидетельствовать, что там проводились экспертные исследования о том, что происходило в Азербайджане, Арцахе и Армении, начиная с февраля 88-го – с «сумгаита». Мы собрали, классифицировали, оцифровали и опубликовали массивы информации, множество документов, свидетельских показаний, фото- и видеоматериалов, многие из которых находились на грани уничтожения и были буквально спасены для истории. Создавались книги, сайты, документальные фильмы, информационные материалы, писались статьи для публикации в мировых СМИ.
Особо подчеркну: вся эта колоссальная работа проводилась в условиях ограниченного финансирования и ресурсов, в сотни раз уступавших тем огромным средствам, что тратил на свою ложь Азербайджан. Тем не менее Центру удалось заполнить образовавшуюся до 2009 года гигантскую брешь и вывести борьбу на информационно-пропагандистском поле на практически равный уровень – благодаря самоотверженности, преданности идее и осознанию крайней важности своей работы его сотрудниками.
К сведению академика Сагяна: одним из самых успешных направлений работы Ара Сагателяна и его команды было развенчание азербайджанского мифа о событиях при Агдаме (ходжалинских) и выявление истины о происшедшем в ночь на 26 февраля 1992 года. Были созданы документальный фильм, переведенный на русский и английский языки, и сайт на 5 языках, опубликовано множество материалов, основанных на фактах и свидетельствах в том числе самих азербайджанцев.
Все это вынудило бакинских пропагандистов прикусить языки и перестать активно тиражировать свой гнусный миф. Более того, наша работа отразилась в известном решении Европейского суда по правам человека, где азербайджанская версия агдамских событий была признана сомнительной. А вот президент НАН, выясняется, не в курсе всего этого. Кстати, наш первый документальный фильм – «Обыкновенный геноцид. Баку, январь 1990» был презентован именно в стенах Академии в январе 2010 года. Тогда эта тема, видимо, совершенно не интересовала нынешнего главу НАН.
То, что было доступно широкой публике, составляло лишь 5-10% колоссального объема проводимой Центром работы. Кто помнит, например, о том, что нам удалось буквально уничтожить созданный в Страсбурге азербайджанский «правозащитный центр» и довести дело до французского суда над одним из его основателей-турком? Кто знает о «Лейстерском проекте», о кропотливой работе с Будапештским центром по предотвращению геноцидов, об эффективной работе с украинскими СМИ и экспертами?
Кто сегодня вспоминает о том, что армянской стороне в лице Центра удалось начисто переиграть азербайджанскую пропаганду в ходе Апрельской войны 2016 года, и этот очевидный успех был признан в том числе международными экспертами?
Эта жизненно необходимая Армении и Арцаху работа была прервана в 2018 году, когда к власти пришли Пашинян и его свора. За короткий срок успешно действовавший на поле борьбы с антиармянской пропагандой экспертный Институт был превращен в отвратительную «фабрику фейков», начавшую интенсивно работать на обман, раскол и деактивацию армянского общества. Но об этом президент Академии молчит – опять, что ли, не знает?
Впрочем, г-н Сагян и академики (за редким исключением) молчат сегодня о многом – о самом главном. Например, ни сам президент, ни кто-либо из членов НАН – профильных специалистов ни слова не сказали против сдачи армянского Арцаха Азербайджану. Не посмели возразить Пашиняну и его своре, утверждающим, что «Арцах принадлежит Азербайджану». Самый свежий пример: Сагян и глава Института истории НАН академик Ашот Мелконян не вмешиваются в разразившийся скандал вокруг позорного учебника, написанного по заказу властей и искажающего историю Армении в угоду новоявленным туркофилам.
Кстати, почему бы новосозданному фонду не начать с антиармянской направленности именно данного учебника – плода протурецкой деятельности пашиняновского министра Жанны Андреасян?
Но господа академики, судя по всему, нисколько не встревожены предательской сдачей Арцаха и той катастрофической ситуацией, в которой оказалась Армения – господа академики «политикой не занимаются». Потому – молчат и говорят только по разрешению и в угоду властям.
Цены этому молчанию – тривиальные 30 сребреников, и это ни для кого не секрет. Руководство Академики просто-напросто боится, что им сократят, а то и вовсе прекратят финансирование, если они вдруг выскажутся – страшно сказать! – против антиармянской политики Пашиняна, предавшего и продавшего Арцах и предающего и продающего Армению. Господам академикам просто заткнули рты денежными подачками, и они безропотно согласились заткнуться. Речь, конечно, о тех академических институтах, которые имеют непосредственное отношение к происходящим в стране событиям. В первую очередь – об Институте истории.
Кстати, отметим еще один примечательный аспект выступления Сагяна на презентации фонда «Гегард». Осознанно или нет, но он смешивает два совершенно разных подхода к региональным реалиям: научный и политико-пропагандистский. Фундаментальная наука – та же история – по определению не призвана противостоять пропаганде и бороться с ней, это задача политического характера. Соответственно, научно-аналитическое учреждение, базирующееся, насколько можно понять, на академических подходах, просто не способно заменить информационно-пропагандистскую работу.
Яркий пример тому – наличие в Армении в прежние годы Центра общественных связей и информации и научно-образовательного фонда «Нораванк». Оба учреждения, дополнявшие деятельность друг друга с разных позиций – научно-аналитических исследований и информационно-пропагандистской политики, - были буквально уничтожены Пашиняном.
У меня один вопрос к Ашоту Сагяну: кто будет работать в новом фонде – те самые ученые, которые слова не смеют сказать про пресловутый антиармянский учебник истории? Ведь все опытные профессиональные эксперты и специалисты в сфере борьбы с бакинской агитмашиной сегодня как порядочные люди и патриоты находятся в резкой оппозиции к властям и любимому варчапету академиков...
Зато Никол пустит всем пыль в глаза и получит повод утверждать, что, дескать, они «борются с антиармянской пропагандой». А господа академики и «высоколобые аполитичные» ученые из профильных институтов будут смотреть в рот невежде и предателю и послушно кивать в ответ.
Стыдно, очень стыдно. И мы еще ждем, что «научная общественность» скажет свое слово в защиту Родины в этот сложнейший и катастрофичный для Армении и Арцаха период...»