Гегамян: После действий Еревана Анкара осознала, что можно продолжать давление без какого-либо существенного сопротивления с армянской стороны
Уходящий 2023 год не ознаменовался существенными изменениями в армяно-турецких отношениях, между двумя странами сохраняются, по сути, вражеские отношения, заявил в интервью Panorama.am тюрколог, кандидат исторических наук Варужан Гегамян.
По его словам, на данный момент Турции удается использовать эти вражеские отношения в свою пользу и в рамках этого навязывать Армении новые уступки в так называемом переговорном процессе, который является переговорами только по форме, но никак не по содержанию.
«Навязываемые Армении уступки в основном соответствуют стратегическим интересам Азербайджана и Турции в нашем регионе.
С этой точки зрения ни одна инициатива армянской стороны не только не приносила каких бы то ни было реальных, позитивных результатов для Еревана, но и наоборот – приводила к новым позиционным потерям и уступкам в переговорном процессе. Именно в этих рамках следует рассматривать отправку гуманитарной колонны в Турцию в феврале – в то время, как Турция и Азербайджан продолжали блокаду Арцаха и не пошли на какие-либо уступки в этом вопросе.
Данный шаг, предпринятый Арменией, по сути, был ничем, наоборот, турецкая сторона, фактически, осознала, что можно продолжать давление без какого-либо существенного сопротивления с армянской стороны», – сказал В.Гегамян.
По мнению эксперта, такая же логика сохранится и в 2024 году: усиление давления, новые уступки, ни о каких уступках в пользу Армении не может быть и речи.
«Например, турецкая сторона не предложит Армении гуманитарную и финансовую помощь, не вернет Арцах, не заставит Азербайджан покинуть оккупированные территории Республики Армения или Республики Арцах. То, что Армения якобы окажется в выигрыше в результате открытия границы, – иллюзия, обман. У нас нет оснований утверждать, что Армения получит от этого экономическую или какую-либо иную выгоду, наоборот – возрастут лишь угрозы», – подчеркнул Гегамян.
Варужан Гегамян заявил, что, по сути, у Армении и Турции не могут быть добрососедские, дружественные отношения друг с другом, поскольку два государства противоположны друг другу по характеру политики, своему геополитическому положению.
«К сожалению, так получилось. Армяно-турецкий конфликт начался после появления турецкого элемента и создания турецкого государства в этом регионе. И конфликт этот будет продолжаться не только завтра, а непрерывно – пока существуют эти два государства. Они противоположны по своей природе, как, например, Турция и Греция, Турция и арабские государства Юга.
Возможно ли добиться в большей или меньшей степени стабильности между двумя странами? Да, обеспечить такую стабильность можно благодаря сильной армянской армии, что, собственно, и удавалось, как минимум, до 2018 года. Дело не в том, что Турция до этого не хотела нападать на Армению. Хотела, но у нее не было возможности сделать это, поскольку и геополитическая обстановка, и возможности армянского государства позволяли сдерживать возможное нападение Турции, хотя подготовка к таким попыткам велась в 1992-93 годах.
Стабильность и нейтрализация турецкой угрозы возможны только в том случае, если армянское государство, как внутри, так и вместе со своими потенциальными партнерами и союзниками сможет повысить нынешние возможности своей среды безопасности. В этом случае да, у нас будет мир. Но говорить о том, что Турция начнет инвестиции и будет способствовать усилению Армении, – не только наивно, но и, по сути, осознанное введение общественности в заблуждение и ведение к новому геноциду», – подчеркнул тюрколог Варужан Гегамян.