Вардан Восканян: Иллюзии о возможности вечного мира в нашем регионе развеются в 2024 году
Уходящий 2023 год для нашего региона, для стран региона был напряженным и сложным, с вооруженными инцидентами, потерями… Армяно-азербайджанский конфликт, урегулирование отношений между Ереваном и Баку, Иран, Россия оставались в центре внимания международного сообщества и в течение уходящего года. Много звучало и заявлений о мире.
Итоги уходящего 2023 года в интервью Panorama.am подвел заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета (ЕГУ) Вардан Восканян.
– А каким был 2023 год для армяно-иранских отношений, по чьей вине существующий потенциал не используется полностью, какие ожидания связывать с 2024 годом, чем обусловлено наблюдающееся время от времени потепление в отношениях Азербайджана и Ирана?
– Это был довольно сложный год и для Армении, и для Ирана. 2023 год выдался тяжелым особенно для нас: произошли полная оккупация Арцаха варварским режимом Баку, геноцид в отношении коренного местного населения – наших соотечественников, этнические чистки. Что касается Ирана, то в этом контексте стоит отметить усиление в регионе позиций азербайджано-турецкого тандема, а также продолжающийся в секторе Газа палестино-израильский конфликт. Это был трудный год для обоих государств (Армении и Ирана. – Ред.), полный потерь для Армении. Думаю, что эти потери должны нас отрезвить, чтобы мы могли максимально быстро вновь обрести себя и пойти по пути повторного освобождения оккупированных территорий.
В действительности, для понимания перспектив армяно-иранских отношений мы должны четко сформулировать видение государства Армения – то есть то, какое государство мы стремимся построить. Очевидно, что в нашем регионе существуют две вражеские для нас силы, которые, фактически, сформировали общие геополитические, экспансионистские устремления. Речь о бакинском и эрдогановском режимах. При этом у Армении два дружественных соседних государства: Грузия и Иран. Понятно, что у Армении нет возможности достойно нормализовать отношения с указанным мной вражеским тандемом – несколько месяцев назад варварский бакинский режим совершил геноцидальные действия в отношении арцахских армян. И, кстати, он не собирается предпринимать каких-либо действий, направленных на вывод своих башибузуков с оккупированных территорий Республики Армения. Посему повестка армяно-иранских отношений должна формироваться и формулироваться, исходя из видения государства Армения. Оно должно подразумевать формирование оси Север-Юг. Работа с Ираном же должна вестись именно в этом направлении.
Есть программы, представляющие важность не только с точки зрения экономики, но и безопасности и геополитики. Речь о транспортном узле, соединяющем Персидский залив с Черным морем, а также о крайне важном для нас вопросе участия Армении в проекте «Север-Юг».
– В какой сфере у армяно-иранского сотрудничества наибольший потенциал? И как бы Вы оценили нынешний уровень армяно-иранских отношений?
– Потенциал армяно-иранских отношений чрезвычайно велик, не побоюсь сказать, колоссален. К сожалению, мы годами говорим об этом, но не реализуем хотя бы подавляющую часть этого потенциала. Естественно, что, особенно в период после 44-дневной войны, Иран играет важную роль в сдерживании азербайджано-турецкого тандема. Поэтому в контексте армяно-иранских отношений особую актуальность получило сотрудничество в сфере безопасности. Неиспользование этого потенциала нужно расценивать как неоправданное расточительство – по крайней мере, в нашем публичном дискурсе.
– Сейчас мы становимся свидетелями некой позитивной динамики в ирано-азербайджанских отношениях, если не сказать потепления. Какие процессы происходят сейчас в отношениях между двумя странами, какие результаты мы можем увидеть в этом контексте?
– Проблемы в ирано-азербайджанских отношениях столь многочисленны и глубоки, что решения для большинства из них, по сути, не существует. Очевидно, что искусственное образование под названием Азербайджан и его идентичность сформировались вокруг антиармянскости с одной стороны и антииранизма с другой. Посему любое потепление дружественного характера в азербайджано-иранских отношениях приведет к отрицанию азербайджанской идентичности, что невозможно.
Проблемы существуют, но очевидно, что иранская сторона, а также варварский бакинский режим хотят управлять существующими рисками. Азербайджан пытается использовать отношения с Ираном для оказания давления на Армению.
Интервью полностью – в записи на армянском языке ниже: