Вардан Восканян: Удары Ирана носят антиизраильский, антиамериканский, прокитайский и просирийский характер
В последние дни в центре внимания всего мира – нанесенные Ираном ракетные удары по целям в Ираке, Сирии и Пакистане. О причинах иранских ракетных ударов, возможном развитии событий и позиции Армении в сложившейся ситуации корреспондент Panorama.am побеседовала с заведующим кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета (ЕГУ) Варданом Восканяном.
– Г-ин Восканян, в чем причина наносимых Ираном ударов, каковы мишени?
– Иранская сторона ранее четко заявила, что в ответ на теракт в Кермане будет проведена операция возмездия. Будучи региональной сверхдержавой, Иран не может допустить, чтобы в регионе подняли голову силы, которые террором пытаются дестабилизировать ситуацию внутри Ирана. Поэтому высокоточные иранские удары по террористическим группировкам в Ираке, Сирии и Пакистане и не только, были определенно ожидаемы, особенно если учесть, что Иран в условиях действующих уже 40 лет строжайших санкций сумел добиться весомых успехов в военно-технической сфере.
Если попробуем рассмотреть географию и цели ударов, то станет очевидно, что помимо опорных пунктов террористических группировок (кстати, в их числе действующая на территории Сирии террористическая организация «Исламская партия Туркестана», которая состоит в основном из уйгуров с антикитайскими настроениями и спонсируется режимом Эрдогана), по данным КСИР, ракетный удар был нанесен по штабу израильской спецслужбы «Моссад» в курдском регионе Ирака. Это в некоторой степени является ответом на действия Израиля в секторе Газа. Если принять во внимание, что пораженные цели расположены в непосредственной близости от американского консульства, то это показатель того, что иранцы направили месседж США – в ответ на удары по позициям являющихся союзниками Тегерана хуситов в Йемене.
Что касается ударов Ирана по целям в Пакистане, то на территории этой страны действует группировка «Джейш аль-Адль», которая в этническом плане состоит из белуджи. Белуджи проживают и в провинции Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана. Группировка «Джейш аль-Адль» периодически совершает теракты особенно в этой провинции. У иранской стороны есть обоснованные подозрения, что эту группировку спонсируют ряд антииранских сил, в частности речь об Израиле, Саудовской Аравии и Пакистане.
Если попытаться все это обобщить и подытожить, то можно сказать, что иранские удары были антиизраильскими, антитеррористическими, антиамериканскими, антипакистанскими, проиранскими, просирийскими, прокитайскими. Иран, кажется, обозначает свою позицию в геополитических процессах и адресует соответствующие месседжи.
Налицо еще один важный компонент: на пропагандистском поле иранская сторона смогла четко обеспечить успех военной операции. Распространяется множество кадров, демонстрирующих военный потенциал Ирана, что не менее важно в контексте ведущихся в мире гибридных войн.
– Могут ли за иранскими ракетными ударами последовать широкомасштабные военные действия?
– Не думаю, что Иран станет вовлекаться в широкомасштабные военные действия и что будет прямое нападение на Иран. Но на всем Ближнем Востоке продолжается прокси-война. Иран, будучи стратегически одиноким и не имея союзника, создал собственные сателлиты, являющиеся союзниками Ирана в регионе. Тегеран руководствуется следующей логикой: если у меня нет союзников, то я их создам. Сейчас проиранские силы действуют в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене и Афганистане, что показывает, что они могут эффективно действовать в орбите обслуживания интересов Ирана.
Отмечу еще один важный фактор, который иранцы с учетом последствий 44-дневной войны считают приоритетным. Речь – об искусственном образовании под названием Азербайджан. Известно, что на территории последнего также множество проиранских сил. Они являются главными оппонентами и критиками бакинского диктатора, многие из них сейчас находятся в тюрьмах, но имеют огромное влияние на проиранские группировки. Если принять во внимание, что
Иран нанес ракетные удары по инфраструктуре израильской спецслужбы «Моссад» в курдском регионе Ирака, то следует помнить, что аналогичные инфраструктуры имеются и на территории Азербайджана. Трудно сказать, израильское присутствие более сильно в Ираке или внутри искусственного образования под названием Азербайджан. Посему география иранских ракетных ударов охватывает территории Ирака, Сирии и Пакистана, но они, образно говоря, были слышны и в Баку. Думаю, там крайне обеспокоены тем обстоятельством, что иранцы могут рассматривать в качестве мишени Азербайджан.
– Как Армении, региональной стране, следует позиционировать себя в нынешней ситуации?
– Происходящие в современном мире процессы показывают одну важную тенденцию: мира нет даже в Европе, что и говорить о Ближнем Востоке. Урок, который армянская сторона должна извлечь из этих процессов, один: в регионе, да и вообще в мире, уважают и считаются только с сильными. Видение Армении как государства должно заключаться в следующей идее: мы должны построить военизированное государство-крепость. Это значит, что все системы Армении, все сферы без исключения должны служить одной цели. Только тогда мы сможем не только существовать в этом регионе, что, на мой взгляд, позорно для имеющей государство нации, но и развиваться и усиливаться, наконец, диктовать свою волю в этом регионе в борьбе с таким враждебно настроенным к нам, жаждущим нашего исчезновения искусственным образованием, как Азербайджан.
Соответственно, будущее Армении я вижу исключительно в логике построения государства-крепости, что должно быть сделано максимально быстро и качественно. Особенно последние высказывания бакинского диктатора очень четко рассеивают всякие иллюзии о том, что с этим искусственным образованием и его диктаторским режимом можно пойти на какой-либо мир. Их цель – уничтожить Армению.
Подробнее - в записи на армянском языке ниже:
Смежные статьи
- Восканян: Мощный взрыв иранских ракетных ударов потряс также Баку
- Вардан Восканян: Удары КСИР по целям в Ираке носят многоплановый характер