Маркедонов – о жесткой резолюции Сената Франции в отношении Азербайджана
Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов в своем telegram-канале прокомментировал жесткую резолюцию Сената Франции в отношении Азербайдажна.
Запись,озаглавленную как «Кавказская геополитическая оптика Франции», публикуем ниже:
«1. 17 января Сенат (верхняя палата французского парламента) принял жесткую резолюцию в отношении Азербайдажна. Авторы документа высказались в поддержу территориальной целостности Армении, а также призвали и собственное правительство, и страны-партнеры по Евросоюзу ввести санкции в отношении Баку. Резолюция была поддержана практически единогласно (336 голос за против одного при 339 участвовавших в заседании!).
2. Данная инициатива, конечно же, не стала сюрпризом. Во-первых, сегодня отношения между Баку и Парижем находятся, пожалуй, в самой низкой точке за весь период после распада СССР. Во-вторых, Франция известна своим «армянофильством», чему есть немало объяснений.
3. На территории этой страны проживает многочисленная диаспора, численность которой оценивается в 350-500 тысяч человек. После России и США — это третья армянская диаспора в мире, и самая многочисленная на территории Евросоюза. Наиболее крупные общины зарегистрированы в Париже, Лионе и Марселе (известная лоббистка интересов Еревана Валери Буайе была даже марсельским вице-мэром). Среди выдающихся граждан Франции, имеющих/имевших армянские корни, такие персонажи, как режиссер Анри Верней, шансонье Шарль Азнавур, футболисты Юрий Джоркаефф и Ален Богоссян, политик Патрик Деведжян. И сюжеты армянской истории (включая память о трагедии начала ХХ века), широко представлены во французском кинематографе, литературе и искусстве. Взять хотя бы фильм Вернея «Майрик» («Матушка»). Лоббистские структуры также традиционно активны (например, Комитет по армянскому вопросу, Центр по исследованию армянской диаспоры), хотя и по некоторым оценкам экспертов и публицистов, излишне фокусируются на исторических и историко-правовых темах. Французский парламент признал трагедию ХХ века в Османской империи геноцидом армян в 2000 году, а президент (на тот момент Жак Ширак) подписал соответствующий закон в 2001 году.
4. В период с 2020 по 2024 гг. Сенат Франции принял, как минимум, 3 резолюции, которые не просто поддерживали Армению и осуждали Азербайджан (17 января 2024, 15 ноября 2022, 25 ноября 2020 гг.), но даже требовали признания самопровозглашенного Нагорного Карабаха. Правда, есть нюанс. С момента принятия ноябрьской сенатской резолюции 2022 года Париж так не ввел ограничений в отношении Баку. Более того, МИД Пятой республики не раз подчеркивал, что не пойдет на признание НКР. Собственно, и не пошел…
5. Впрочем, нельзя говорить о том, что Париж за все время после распада СССР не пытался выстроить прагматические отношения с Баку. Тем более, сама азербайджанская сторона была (и остается, несмотря ни на что) в этом заинтересована. В данном контексте стоит иметь в виду, что после того, как Гейдара Алиева (немало сделавшего для выстраивания диалога с французским президентом Жаком Шираком) сменил его сын Ильхам, то свой первый зарубежный визит в качестве президента в январе 2004 года он нанес в Париж. Однако карабахская тема всякий раз отдаляла Францию и Азербайджан.
6. Между тем, стоит иметь в виду, что Закавказье для Парижа не находится среди ключевых внешнеполитических приоритетов. Кавказские темы встраиваются в более широкие паззлы. Среди них особо важны отношения с Турцией, важным оппонентом Франции на средиземноморском направлении. Сегодня на карабахском направлении Франция видит очередное проявление турецкого наступления (Азербайджан воспринимается, как часть этого тренда) в Евразии И это не соответствует ее представлениям о том, как должны развиваться процессы в данном регионе. Но не Турцией единой. Париж пытается потеснить ФРГ в роли лидера «единой Европы». И борьба с «российским гегемонизмом» на Кавказе наряду с поддержкой Украины- часть этого паззла. На первый взгляд, трудно найти какую-то общность между такими сюжетами, как конфликт в Кавказском регионе и партийно-политические процессы внутри Франции. Однако таковая есть. Для правой и правоцентристской части французского политикума защита «маленького христианского народа на Востоке» - выигрышная тема (раньше таковой была идея защиты ливанских маронитов)».