Зангезурский медно-молибденовый комбинат может посадить защитные лесополосы, но этого не делается – Владик Мартиросян
Пришедшая к власти в Армении после «революции» 2018 года политическая сила добилась того, что правительству республики в дар были переданы 25% акций ЗАО «Зангезурский медно-молибденовый комбинат» (ЗММК). Дарителем является акционерное общество «Промышленная компания» – 100%-ное дочернее предприятие компании «ГеоПроМайнинг Армения».
После этого представители правительства Армении вместе со своим руководителем заявили, что в считающемся самым крупным налогоплательщиком Армении ЗММК будут совершено другие рабочие отношения, что коснется и соблюдения экологических норм в горнодобывающей отрасли.
О существующих в Сюникской области, где расположен ЗММК, экологических проблемах и проводимых по их решению работах корреспондент Panorama.am побеседовал с председателем областной общественной организации «Хуступ» Владиком Мартиросяном.
«На повестке дня остаются вопросы рекультивации хвостохранилищ и облесения площадей, куда выбрасываются отходы. Речь о ландшафтах, где пустые породы – они уже попадают в ущелья и искажают их.
В тех местах, куда больше не выбрасываются эти извлекаемые из недр вместе с рудой пустые породы, необходимо восстановить ландшафт, провести облесение, озеленение. Все это можно сделать, но ничего в этом направлении не делается.
С другой стороны, сбрасываемая в хвостохранилище Арцваника вода поступает с флотационных фабрик, где используется значительное количество химикатов. Все это попадает на хвостохранилище. И чтобы этот неприятный и опасный запах не распространялся на близлежащие села, вокруг хвостохранилища необходимо посадить защитные лесные насаждения, защитные лесополосы. Я неоднократно выступал с такими заявлениями, предложениями», – сказал Владик Мартиросян.
«Для «Зангезурского медно-молибденового комбината» размещение защитных лесополос – не проблема, тем более, что у комбината уже есть свой питомник, он выращивает для себя достаточно посадочного материала. Они могут обеспечить защитные лесные насаждения, но я не знаю, почему они этого не делают. Питомники комбината в свое время основал я: доказал директору, что они нужны комбинату, и мы их основали.
Я не понимаю, почему активной деятельности в этом направлении не осуществляется. Наличие защитных лесных насаждений окажет положительное влияние: пыль не будет разноситься вокруг при ветрах. Когда вода хвостохранилища впитывается и остается сухая порода – поднимается пыль. Провести сразу же рекультивацию только что высохшего хвостохранилища невозможно, так как под ним еще ил. Вот почему крайне необходимы защитные лесные насаждения. А когда хвостохранилище хорошо просыхает, на эти участки насыпают 70-сантиметровый слой земли: выбросы пыли с хвостохранилища прекращаются, не распространяется и неприятного запаха. Перед рекультивацией очень важно обеспечить наличие этих защитных лесополос», – указал собеседник Panorama.am.
В ответ на вопрос, почему эти программы не были воплощены в жизнь в период его работы в ЗММК, Владик Мартиросян отметил:
«Через 2 года после основания питомника меня отправили на пенсию, а в питомнике в это время только-только сеяли семена. Я ушел на пенсию до того, как выросли саженцы».
«Приоритетным остается вопрос облесения пустырей для восстановления ландшафтов. По дороге в Мегри места хранения пустой породы переполнены, породы уже чуть ли не у самой дороги. Если нет планов по их дальнейшему заполнению, давайте посадим лес, проведем озеленение, украсим окружающую среду. Если мы проведем облесение и озеленение, ландшафт восстановится. Место хранения пустой породы – это не только камни, там еще есть и почва, грунт. Можно провести облесение этой территории и без добавления дополнительной почвы, здесь нет ничего невозможного.
А значительная часть хвостохранилища Арцваника, начиная с территории населенного пункта Сюник, полностью прошла рекультивацию, засыпана землей, опасности оттуда не исходит», – сказал председатель экологической общественной организации «Хуступ» Владик Мартиросян.
На вопрос о том, какие шаги предприняты для смягчения негативного воздействия на окружающую среду в результате работы комбината, В. Мартиросян ответил:
«Горнодобывающая промышленность – загрязняющая окружающую среду отрасль, этого никто не может отрицать. Но за последние годы произошли некоторые изменения. Состоявший из двух труб хвостопровод создавал большие проблемы в случае аварии, было трудно направить поток из поврежденной трубы в другую. Сегодня построена третья линия, которая в случае аварий автоматически подключается к трубопроводу.
Кроме того, на опасных участках созданы ямы для сбора хвостов, которые не позволяют вытекшим из поврежденного трубопровода загрязненным водам стекать в прилегающие реки. Река Вохчи уже долгое время не загрязняется, вода в ней чистая. Подобные ямы есть и у рек Гехи и Норашен, которые являются притоками Вохчи, и в случае аварии хвосты не попадут в эти реки».
Смежные статьи
- США ввели санкции против Глеба Троценко – одного из основных бенефициаров Зангезурского медно-молибденового комбината
- «Фактинфо»: После становления Р. Троценко основным акционером Зангезурского медно-молибденового комбината, ЗММК стал платить меньше налогов
- Зангезурский медно-молибденовый комбинат сообщил о ЧП из-за отключения электроэнергии
- Жители Каджарана утром перекрыли дорогу, ведущую к Зангезурскому медно-молибденовому комбинату