«Голос Армении»: Пашинян в трудные для армян дни всегда первым делом спасает на его взгляд самое ценное достояние нации, то есть себя
Газета «Голос Армении» пишет:
«После трагических событий 13 февраля в районе Неркин Ханд, где азербайджанцы неожиданно для властей Армении открыли огонь по нашим позициям, в результате чего погибли четыре члена Союза добровольцев "Еркрапа", представители режима Пашиняна испытали апоплексический удар, но мало-помалу преодолевают последствия. Сперва они были вовсе безмолвны, затем – как это и бывает при названной тяжелой болезни – мычали нечто невнятное, а теперь восстановление речевых функций идет полным ходом.
На поправку пошел и Пашинян, который прервал гробовое молчание и выступил с речью на заседании правительства. Вернее, это была не речь, а причитания плакальщицы.
Была в старину хорошая, нужная профессия плакальщицы, то есть лица, которые по твердым расценкам, профессионально и весело могли устроить такой скорбный вой по какому-либо поводу, что все проникались трагичностью момента. Такая профессия была и в Египте, и в Ниневии, и в средневековой Франции, и в Армении. Сохранилась даже чудесная книжечка под названием "Избранные причитания" – сборничек типовых завываний, привоек похоронного характера.
Небольшой крепкий коллектив профессиональных плакальщиц, хорошо заучивший нужные причитания и с ними провожавший на кладбище бредовую идею "вечного мира с Азербайджаном" на кладбище, безусловно был бы сегодня необходим властям Пашиняна, спровоцировав попытки хоть изредка и немного подумать.
Отчасти эти функции взяли на себя депутаты "Гражданского договора", но в них нет ни подлинной страсти, ни умения правильно и к месту взрыднуть. Так что, как всегда, все пришлось делать самому Пашиняну, и с этой задачей он справился блестяще.
Приведем для примера лишь несколько причитаний иджеванской плакальщицы. "Для действий Азербайджана может быть одна причина, например, начало военной эскалации на каком-то участке границы с перспективой перехода к широкомасштабной войне против "Армении". "Намерения Азербайджана остаются прежними – проводить политику военного принуждения в отношении Армении". "Азербайджан не хочет уходить с оккупированных территорий Армении". "Азербайджан не проявляет никакой заинтересованности в вопросе обеспечения пограничной стабильности и безопасности, продолжает вести политику "дайте переговорным путем то, что я хочу, иначе возьму войной". "Ряд заявлений, прозвучавших в последние дни из Баку о законодательном поле Армении, являются нарушением суверенитета нашей страны и вмешательством во внутренние дела РА"…
Все, кажется, яснее некуда. Но эта ясность, как предупреждал Мюллер из романа Юлиана Семенова, - одна из форм полного тумана.
Перед нами классическая игра в наперстки – шарик налево, шарик направо… Где шарик? Клюнув на клич зазывалы, сулящего легкие деньги, доверчивый гражданин практически никогда не может точно угадать, где же спрятан заветный шарик, и отдает свои кровные за минутную слабость. Ловкие руки плюс теневые организаторы и массовка, где у каждого своя роль, ну и доверчивость граждан, - это все, что требуется для операции. Только ставки здесь крупнее, да и масштабы куда шире, чем на какой-нибудь базарной площади. А правила и суть игры – те же.
Кого обвиняет наша плакальщица? Во всем перечисленном виноват исключительно Пашинян. И в том, что Азербайджан собирается начать новую широкомасштабную войну, и в том, что не собирается уходить с уже оккупированных территорий Армении, и в том, что проводит политику военного принуждения, и в том, что требует от нас отказаться от Декларации о независимости, изменить Конституцию и законы…
Известный американский специалист по переговорам Николас Бутмен в психологическом бестселлере с символическим названием "Как подкупить партнера за 90 секунд" утверждает, что встретившись с незнакомыми партнерами по переговорам, мы принимаем решение, как реагировать на них в течение первых двух секунд. Именно в этот период формируется первое эмоциональное впечатление о партнере.
Встретившись в свое время впервые в лифте с Пашиняном, Алиев за две секунды понял: этот ради сохранения собственной власти сдаст абсолютно все, пойдет на любые уступки. Ну и поступает с ним соответствующим образом, избрав конфронтационный подход за столом переговоров.
Подход этот весьма напоминает активные военные действия. Силовые маневры и приемы, которые здесь применяются, более сродни военной тактике, чем политике взаимных уступок. Достижение политического консенсуса с помощью силовых приемов, рассчитанных на манипулирование поведением партнера. Жесткий торг рассчитан на абсолютный выигрыш. Оказание давления, нажим, обвинения – все эти приемы относятся к жесткому торгу. Их смысл – во что бы то ни стало добиться уступок от противной стороны.
Когда можно плодотворно прибегать к жесткой тактике переговоров? Например, когда одна из сторон не заинтересована в продолжении отношений с другой стороной. А Азербайджан в этом совершенно не заинтересован, ибо какое "продолжение отношений", если он хочет нас просто уничтожить?
Когда подписание соглашения не является главной целью переговоров. А для Азербайджана какие-то "соглашения" вообще не являются целью. Правда, Алиев время от времени заявляет, что в принципе не прочь подписать договор с Пашиняном, но вспомним известный афоризм Отто фон Бисмарка: "Если вы говорите о том, что в принципе согласны на какую-то вещь, то это значит, что вы не имеете ни малейшего намерения осуществить ее на практике".
Когда перед вами очень слабый противник. А Пашинян не просто очень слабый, он вообще не противник. Эта личность в трудные для армян дни всегда первым делом спасает на его взгляд самое ценное достояние нации, то есть себя. Все остальное для нее не имеет абсолютно никакого значения.
И после всего этого сия плакальщица еще причитает, поднимая скорбный вой по поводу агрессивного поведения Азербайджана. А ведь агрессию во многом провоцирует сам Пашинян. Как говорил Сенека: это нельзя изменить, но это можно презирать».