«Голос Армении»: Дух исторической сессии 1988 года неистребим
Газета «Голос Армении» пишет:
«Февраль 1988 года стал переломным для народа Арцаха (Нагорного Карабаха) в его освободительной борьбе конца восьмидесятых – начала девяностых годов.
Эта борьба фактически продолжалась в той или иной форме все 70 лет вынужденного пребывания древнего армянского края в составе новообразованной Азербайджанской ССР, однако именно в те февральские дни армяне Арцаха во весь голос заявили о своих исконных правах и свободах, которые грубо попирались на протяжении многих лет со стороны азербайджанских властей. Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, карабахские армяне выступили с требованием о восстановлении исторической справедливости и воссоединении с Арменией.
В Нагорном Карабахе искренне верили в происходившие на тот момент в советской стране общественно-политические процессы – гласность, демократизацию, и надеялись на скорое решение карабахского вопроса. Центральная площадь Степанакерта (названная позже Площадью Возрождения) каждый день собирала многотысячные митинги, на которые приезжали люди со всех районов области. Происходило настоящее единение народа и областных властей, ибо все понимали судьбоносность момента в плане реализации общенациональной идеи.
20 февраля 1988 года произошло историческое для армян событие – состоялась внеочередная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов, на которой было принято решение «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР».
Сессия, проходившая в условиях активного противодействия представителей официального Баку, фактически предопределила борьбу Нагорного Карабаха за самоопределение. Как впоследствии рассказывал председательствовавший на сессии Виген Айрапетян, «проведение 20 февраля 1988 года в Степанакерте внеочередной сессии Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области было исторической необходимостью и любое промедление грозило истреблением армян». В тот период подразделения азербайджанского ОМОНа совместно со спецназом Советской армии уже были готовы к осуществлению массовых репрессий в отношении населения Нагорного Карабаха. Однако решение сессии, принципиальная и грамотная позиция народных избранников и непоколебимость арцахцев в целом, беспрецедентная сплоченность армянства в Армении и Диаспоре, равно как и поддержка прогрессивных политических сил и международной общественности помогли предотвратить массовое насилие против населения края.
Историческое решение сессии продемонстрировало необратимость освободительной борьбы арцахцев. Это было поистине демократическим движением, борьбой во имя гражданских прав, национальной идентичности, экономического равенства и достойной жизни.
Тем не менее на решение о воссоединении области с Арменией азербайджанская сторона ответила неприкрытой агрессией. За каждым актом демократического волеизъявления карабахцев следовали эскалация насилия, повсеместное попрание прав армянского населения, экономическая блокада и т.д. Вскоре начались погромы и массовые убийства армян в отдаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана – сначала в Сумгаите, а затем в Баку, Кировабаде, Шамхоре и в целом по всему Азербайджану. В результате сотни людей погибли и были ранены. Около 500 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами.
Все это трансформировалось на фоне развала СССР в продолжительную войну Азербайджана против провозглашенной в 1991 году Нагорно-Карабахской Республики. Однако ценой беспрецедентной стойкости и героизма карабахцам удалось выстоять в навязанной со стороны азербайджанских властей кровопролитной войне и отстоять свою независимость.
«Провозглашение независимости Нагорно-Карабахской Республики было продиктовано жизненной необходимостью, – утверждает активист Карабахского движения, ученый Григорий Афанасян. – Это был переход на новую стадию развития, решения одновременно стоящих сложных вопросов свободы человека, свободы собственности, на что человечество затрачивает не одно тысячелетие. Признание Нагорно-Карабахской Республики стало бы той объединительной силой, которая привела бы к стабильности и миру в регионе».
Увы, существовавшая свыше тридцати лет де-факто Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) так и не была де-юре признана, хотя жила и развивалась по всем международно признанным нормам и в соответствии с Уставом ООН, а по уровню демократии превосходила многие признанные страны, тем более авторитарный Азербайджан, который в результате перманентного шантажа, угроз, политико-пропагандистских манипуляций и вооруженной агрессии (в частности, «четырехдневной войны» 2016 года, 44-дневной азербайджано-турецкой агрессии с вовлечением тысяч наемников-международных террористов, широкомасштабного военного нападения 19 сентября после почти 10-месячной блокады-осады), на фоне бездействия международного сообщества и российских миротворцев, при пораженческой политике действующих властей Армении, заставил 150-тысячное население Арцаха покинуть свою многовековую родину.
Однако Нагорно-Карабахскую Республику, созданную волей народа (провозглашена на референдуме 2 сентября 1991 года), никто не отменял и не вправе этого сделать. А сам карабахский вопрос, вопреки утверждениям главаря бакинского режима и заявлениям некоторых ангажированных и бессовестных иностранных политиков, политологов и иже с ними, не только не закрыт, но вступает в новую стадию политико-правовой борьбы. Свободолюбивый дух исторической сессии февраля 1988 года неистребим.
Арцахцы искренне верят, что историческая справедливость восторжествует, и временно оккупированные врагом территории рано или поздно вернутся к своим истинным, исконным хозяевам».