Армения 9-я в Восточной Европе и Центральной Азии по числу подвергшихся сталкерским атакам
Армения и Азербайджан вошли в 10-ку стран, лидирующих в Восточной Европе (кроме стран Европейского союза), России и Центральной Азии по числу сталкерских атак в 2023 году.
«Лаборатория Касперского» сообщает, что мобильные защитные решения компании в Азербайджане обнаружили 243 таких случаев (5-е место), в Армении – 43 (9-е место). В 2022 году в Азербайджане было 130 таких случаев (5-е место), в Армении – 27 (10-е место). Грузия за эти годы в этот список не входила.
По данным Kaspersky Security Network, в 2023 году в тройку наиболее пострадавших в мире стран вошли Россия (9 890), Бразилия (4 186) и Индия (2 492). Иран вошел в пятерку лидеров в предыдущем году и остается там. По сравнению с 2022 годом топ-10 пострадавших стран мало изменилась. В то время как Германия опустилась с семи до 10 место, Саудовская Аравия (занимающая восьмое место в 2022 году) покинула список.
Компания поясняет, что программы для слежки обычно маскируются под легитимные приложения для защиты от краж или родительского контроля на смартфонах, планшетах и компьютерах, но на самом деле они сильно отличаются. Устанавливаясь обычно без согласия и ведома отслеживаемого лица, они предоставляют злоумышленнику средства для получения контроля над жизнью жертвы. Возможности сталкерского ПО варьируются в зависимости от приложения.
The State of Stalkerware - ежегодный отчет «Лаборатории Касперского», цель которого – дать лучшее представление о количестве людей в мире, пострадавших от цифрового преследования.
По данным компании, в 2023 году 31 031 уникальный пользователь по всему миру пострадал от сталкерского ПО, что почти на шесть процентов (5,8%) больше по сравнению с 29 312 пользователями, пострадавшими в 2022 году. Цифры обращают вспять тенденцию к снижению в 2021 году, подтверждая, что цифровое преследование по-прежнему остается глобальной проблемой.
Спектр жестокого обращения разнообразен: более трети (39%) респондентов по всему миру сообщили о случаях насилия или надругательств со стороны нынешнего или предыдущего партнера. Из числа опрошенных для отчета 23% людей по всему миру сообщили, что сталкивались с той или иной формой онлайн-преследования со стороны кого-то, с кем они недавно встречались. Кроме того, в целом 40% сообщили, что сталкивались с преследованием или подозревали, что их преследуют.
С другой стороны, 12% признались, что устанавливали или настраивали параметры на телефоне своего партнера, в то время как девять процентов признали, что оказывали давление на своего партнера с целью установки приложений для слежки. Тем не менее, идея слежки за партнером без его ведома не одобряется большинством людей (54%), что отражает преобладающее мнение против такого поведения. Что касается отношения к добровольному мониторингу онлайн-активности партнера, 45% респондентов выражают неодобрение, подчеркивая важность прав на неприкосновенность частной жизни. И наоборот, 27% поддерживают полную прозрачность в отношениях, рассматривая мониторинг по обоюдному согласию как уместный, в то время как 12% считают его приемлемым только при достижении взаимного согласия.
«Эти результаты подчеркивают хрупкий баланс, который люди соблюдают между интимностью и защитой личной информации. Позитивно наблюдать повышенную осторожность, особенно в отношении конфиденциальных данных, таких как безопасность паролей устройств. Нежелание делиться таким важным доступом соответствует принципам кибербезопасности. Готовность делиться паролями от потоковых сервисов и фотографиями означает культурный сдвиг, хотя люди должны осознавать потенциальные риски даже при, казалось бы, безобидном обмене информацией. Эти выводы подчеркивают важность содействия открытому общению в рамках взаимоотношений, установления четких границ и продвижения цифровой грамотности. Для специалистов по безопасности это усиливает потребность в постоянном обучении передовым практикам кибербезопасности и расширении возможностей отдельных лиц принимать обоснованные решения об обмене личной информацией в рамках взаимоотношений», - сказал Дэвид Эмм, эксперт по безопасности и конфиденциальности данных «Лаборатории Касперского».
Полный отчет об угрозах, связанных с программами для слежки в 2023 году, по ссылке.