Лавров: Пашинян спросил у Владимира Путина – «А почему вы как бы бросили карабахцев на произвол судьбы?»
Руководство Армении под надуманными предлогами ведет дело к обрушению отношений с Россией. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью «Известиям».
Отрывок из интервью публикуем ниже:
«Ситуация в Армении, конечно, не вселяет оптимизма. Армянское руководство, прямо скажем, под надуманными предлогами, извращая историю последних трех лет, сознательно ведет дело к обрушению отношений с РФ, к шельмованию наших военнослужащих, которые несут службу на 102-й военной базе, наших пограничников, в целом Организации Договора о коллективной безопасности.
Не упоминается ничего о том, что именно ОДКБ неоднократно отстаивала интересы Армении в тяжелых ситуациях, что она была готова в 2021 году направить свою миротворческую миссию в республику, чтобы снизить накал в отношениях Армении с Азербайджаном, причем мандат миссии был полностью согласован на министерской встрече в Ереване осенью 2021-го — мы сидели до ночи, всё завизировали, утром, когда уже встретились президенты и премьеры, господин Пашинян сказал, что консенсуса нет.
И через несколько дней он вызвал в Армению такую же миротворческую миссию Европейского союза, пообещав Азербайджану, что это только на два месяца, а через два месяца, проигнорировав Баку, Евросоюз эту миссию удвоил. И сейчас туда еще направляются военнослужащие из Норвегии, Канады и США, превращая миссию Евросоюза в миссию Североатлантического альянса. И вот вся эта история последних нескольких лет извращается и господином Пашиняном, и его сотрудниками, руководством парламента Армении.
Вы знаете, когда Никол Пашинян был в оппозиции и возглавлял созданное им движение, которое — все это знали — имело связи с фондом Сороса, лозунг у его движения был «Выход». Выход из ОДКБ и из Евразийского экономического союза. Под этим лозунгом он поднял толпы на улицах, потребовал выборов премьер-министра, у них выборы в парламенте, и при этом заявил, что, если эти выборы закончатся тем, что не его изберут, он поднимет народ. Ну, в общем, демократия в своем наивысшем проявлении.
После того как он стал премьером, я прекрасно помню, Владимир Путин с ним встречался неоднократно, всячески подчеркивал, что мы будем руководствоваться не каким-то прежним [опытом], а тем, как конкретно армянское руководство будет выстраивать отношения с РФ. В ответ прозвучало от Никола Пашиняна, что и ОДКБ, и Евразийский экономический союз — это структуры, которые принципиальны для Армении, для развития ее экономики, для недопущения ее изоляции на Южном Кавказе. И именно в таком русле отношения развивались все годы до 2020-го, когда разгорелся конфликт между Азербайджаном и Арменией. И тогда Пашинян обращался к Путину — и в качестве союзника России, и в качестве члена ОДКБ, — и вы знаете, как наш президент буквально ночью, не покладая рук и сил, договаривался с лидерами Армении и Азербайджана, чтобы остановить эту войну.
И потом трехсторонние договоренности по делимитации границы, возобновлению экономических связей, разблокированию транспортных коммуникаций, нормализации отношений в целом, включая заключение мирного договора, — всё это было согласовано при нашей активной инициативной роли. И параллельно с этим Евросоюз затаскивал армян и азербайджанцев к себе, и Пашинян был главным сторонником идеи, чтобы работать на площадке ЕС и США. Они туда регулярно ездили, в ущерб тем встречам, которые планировали на территории РФ.
Но когда в 2022 году в Праге на так называемом саммите Европейского политического сообщества — тоже придумка Макрона — они подписали документ с президентом [Азербайджана Ильхамом] Алиевым, в присутствии [председателя Европейского совета Шарля] Мишеля о том, что Карабах — это Азербайджан, нас никто не поставил в известность. Путин потом сказал Пашиняну на очередной встрече: «Мы были удивлены, что вы так решили». Никаких объяснений не было, потому что нас всегда просил Пашинян не забывать, что нужно параллельно с усилиями последних трех лет как-то урегулировать вопрос со статусом Нагорного Карабаха, и мы этим занимались.
Но когда он сам подписался, что эта территория — часть Азербайджана, вопрос о статусе отпал. И когда люди стали уезжать из Карабаха, Никол Пашинян спросил у Владимира Путина: «Владимир Владимирович, а почему вы как бы бросили карабахцев на произвол судьбы?» Извините ради бога, это вы решили, что они не являются гражданами или претендуют на какое-то гражданство Азербайджана.
Знаете, я тоже общался с Никол Воваевичем, когда ездил на различные заседания в Ереван, и мне казалось, что все-таки он понимает выгоды для Армении от продолжения союзнических отношений с РФ, от взаимодействия в рамках ОДКБ, ЕАЭС. Но сейчас армянские официальные лица и в Совете безопасности Армении, и в парламенте прямо говорят, что надо больше полагаться на Евросоюз, что ОДКБ якобы не выполняет своих обязательств перед республикой. То есть, по сути дела, замыкается круг, и в армянском руководстве начинают высказываться идеи, аналогичные тем, с которыми Пашинян формировал свое движение «Выход».
Я уверен, что это не отвечает интересам армянского народа и нашим интересам с точки зрения исторических дружеских связей с армянами, с точки зрения огромной армянской диаспоры, которая проживает в России, и с точки зрения стабильности на Южном Кавказе. Цель у тех, кто сейчас переманивает армянское руководство на сторону Запада, простая: не допустить стабильности на Южном Кавказе, постараться и этот регион превратить в зону своего доминирования — так же, как Запад пытается делать это и в Центральной Азии, да и во многих других частях нашего общего континента».