Ваге Давтян: Геополитическая экспансия в отношении Армении отразится и на энергетической системе
«В вопросе атомной энергетики в отношении Армении пытаются применить опыт Литвы. Причем отрицательный опыт», – пишет на своей странице в соцсети Facebook доктор политических наук, профессор Ваге Давтян.
«Еще в начале 2000-х годов Европейский союз не жалел энергии и усилий, чтобы убедить Литву отказаться от эксплуатации крупнейшего энергетического объекта страны – Игналинской атомной электростанции (АЭС), обещая взамен предоставить необходимые средства для строительства новой, более эффективной АЭС.
Приняв эти условия и законсервировав Игналинскую АЭС, Литва не только не получила инвестиций для строительства новой АЭС, но и столкнулась с серьезными вызовами в сфере энергетической безопасности, будучи вынужденной выступать впредь в качестве импортера электроэнергии.
Первоначально импорт осуществлялся в рамках энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Литва и Латвия), о полном выходе из которого три прибалтийские страны – Эстония, Латвия и Литва – объявили после начала боевых действий в Украине в 2022 году.
В результате сегодня Литва вынуждена импортировать довольно дорогую электроэнергию из Скандинавии, в частности из Швеции, и продавать ее внутри страны по ценам, совершенно не соответствующим социально-экономическим показателям. Это, в свою очередь, приводит к беспрецедентному росту стоимости жизни в Литве, одним из последствий чего является углубление и без того начавшейся уже давно эмиграции», – поясняет Ваге Давтян.
«А теперь самое интересное.
В марте Литва приняла документ «Энергетическая стратегия – 2050». Нетрудно догадаться, что в этом документе нет и слова о строительстве АЭС большой мощности. Вместо этого стратегия предусматривает возможность развития в стране ядерных реакторов малой мощности», – обращает внимание В.Давтян.
«Практически ту же модель Запад пытается воплотить в жизнь в Армении, продвигая весьма сомнительную и расплывчатую стратегию строительства модульной станции.
При этом примечательно, что ни в США, ни в ЕС не эксплуатируются модульные станции. В настоящее время только у России и Китая по одному модульному реактору, которые эксплуатируются в основном как средство обеспечения электроэнергией труднодоступных районов.
Геополитическая экспансия в отношении Армении отразится и на энергетической системе, когда, отказавшись от строительства АЭС традиционной мощности, нам придется импортировать электроэнергию с внешних рынков», – резюмировал он.