Карен Вртанесян: События последних лет укрепляют подозрения в истинной цели комиссии НС
Газета «Голос Армении» пишет:
«В одной из предыдущих публикаций об Апрельской войне и деятельности комиссии НС по «расследованию» ее обстоятельств эта тема уже была слегка затронута. Речь, в частности, о том, что в армянских экспертных кругах еще в декабре 2020-го – сразу по окончании 44-дневной войны – появились подозрения в истинном предназначении этой комиссии. Так, широкий резонанс, причем не только в Армении, получила запись военного эксперта Карена Вртанесяна о том, что комиссия во главе с одиозным Андраником Кочаряном, возможно, в реальности была операцией турецких спецслужб.
В качестве обоснования своих подозрений он приводил следующие аргументы. Члены комиссии, а также не входящие в ее состав «непонятные люди» получили огромное количество тайных сведений об оборонной системе, вооруженных силах и слабых местах ВС Армении (включая Арцах). Помимо секретных документов, множество чувствительных или тайных сведений было получено также в ходе опросов в комиссии высокопоставленных военных и чиновников.
Вртанесян называл два случая, когда по крайней мере часть этих материалов была доступна третьим лицам. Например, не являющимся членами комиссии Арману Бабаджаняну, а также старому другу и бывшему шефу Андраника Кочаряна – Вагаршаку Арутюняну, который в тот период никаких государственных должностей не занимал и был лишь частным лицом.
«Абсолютно не удивлюсь, если в один прекрасный день окажется, что среди людей, получивших эти секретные сведения, есть завербованные разведкой Турции, Азербайджана или другой недружественной нам страны. Учитывая катастрофическое пребывание на посту директора СНБ назначенного Николом юнца (имеется в виду Аргишти Кярамян – М.Г.), которого вынужденно убрали с должности в самые горячие дни войны, мне эта версия вообще не кажется невероятной. Уже не говоря о бардаке и расхлябанности. Учтем при этом, что, проработав 1 год, комиссия так и не обнародовала какого-либо обобщающего документа», - писал эксперт.
Прошло с тех пор более 3 лет. Мы обратились к Карену Вртанесяну с просьбой прокомментировать ситуацию с точки зрения произошедших за этот период событий - укрепились его подозрения или, наоборот, рассеялись?
«Уточню еще раз, что речь идет именно о подозрениях, но события, произошедшие за последние 3 года, увы, лишь укрепляют их. Если уж совсем точно формулировать, то утверждение «Никол Пашинян и его команда уже почти не скрываясь обслуживают интересы третьих, в том числе и открыто враждебных Армении государств» полностью передаёт суть происходящего.
Власть в Армении находится в руках режима, который с чистой совестью можно назвать оккупационным. По сути, мы имеем дело с марионеточной диктатурой, демонтирующей армянскую государственность. Диктатуры держатся в первую очередь на страхе. В нашем случае Никол Пашинян удерживает власть «перепродавая страх», нагнетаемый Ильхамом Алиевым», - считает эксперт.
Почему доклад постарались быстренько отправить в архив НС, подтверждает ли решение не публиковать документ версию об истинном назначении комиссии?
Отвечая на этот вопрос, Вртанесян отметил: «Я многократно говорил и писал о том, что цель данной комиссии в первую очередь - оказание давления на военных, офицеров и генералов. Это касается и другой комиссии - по расследованию 44-дневной войны. То, что доклады данных комиссий так и не были опубликованы, совершенно точно подтверждает, что задачи действительно разобраться в провалах и сделать истину доступной для общественности перед ними не ставилось.
С другой стороны, ожидать сколь-нибудь адекватного расследования, особенно от второй комиссии, было бы наивно. Вряд ли кто-то думал, что николовские депутаты в ходе расследования посмеют выйти на «революшнфюрера». В любом случае мы точно знаем, что был собран огромный объём секретной информации об армии. Увы, ничто не может помешать Пашиняну передать эту информацию кому угодно, хоть самому чёрту».
Главная тема сегодняшних развитий – угроза оккупации Азербайджаном части территории Тавушского района путем их добровольной передачи властями РА или военной агрессии Баку. Армянская оборонительная линия считается здесь наиболее крепкой и наименее уязвимой. Могли ли сведения о ней также стать известны членам комиссии и быть переданы врагу? На этот вопрос эксперт ответил лаконично: «А что может им помешать? Полностью подконтрольная Николу Пашиняну СНБ?».
«Не знаю, как вы, а я абсолютно не удивлюсь, если через 20-30-40 лет выяснится, что в учебники спецслужб Турции включен материал о комиссии НС РА по расследованию Апрельских событий в качестве блестящей разведывательной операции», - говорилось в записи Вртанесяна трехгодичной давности. Мы тоже не удивимся, учитывая все происходящее в Армении и произошедшее в Арцахе за 6 лет власти николовской своры.
В данном контексте хотелось бы также обратить внимание на имевший место буквально на днях факт.
9 апреля по инициативе оппозиционных фракций в парламенте состоялось закрытое заседание НС РА, в ходе которого были рассмотрены вопросы делимитации границы. Так вот, сразу 9 оппозиционных депутатов, а также один из «ГД», не были допущены к участию в заседании, поскольку, как объявил Ален Симонян, у них нет разрешения на доступ к конфиденциальной информации, как того требует регламент НС.
Может, знаменитый своими и мамашиными плевками в граждан РА спикер потрудится ответить на вопрос: имели ли разрешение на доступ к конфиденциальной информации все те депутаты, а также широкий круг других лиц, которым стали известны строго секретные сведения в период работы комиссии по Апрельской и 44-дневной войнам? Или в их случае это не имело никакого значения, поскольку секретные данные в любом случае предназначались для передачи врагу, и это обеспечивалось на самом высоком уровне?
Завершая публикации на тему Апрельской войны (безусловно, практически неисчерпаемую), нельзя не вспомнить еще один – и крайне примечательный – факт. Именно после апреля 2016-го на дипломатическом переговорном фронте в рамках Минской группы ОБСЕ были зафиксированы весомые успехи армянской стороны. И одним из наиболее важных результатов исхода 4-дневной войны стали слова Ильхама Алиева, сказанные в октябре на заседании правительства Азербайджана: Алиев пожаловался, что за закрытыми дверями его вынуждают признать независимость Республики Арцах.
На фоне сегодняшних реалий такое заявление кажется чем-то из области фантастики, но это оно было зафиксировано и растиражировано в первую очередь азербайджанской прессой. И это признание Алиева – всего лишь один из бесчисленного множества аргументов и фактов, которые стоит напомнить завравшемуся и запутавшемуся в своем вранье Николу, отвратительно-циничные манипуляции которого уже давно зашкаливают.
Вчерашние разглагольствования в парламенте – очередное тому подтверждение».