Виген Саркисян: Режим страшится возглавляемого архиепископом Багратом Галстаняном движения
Призывающие церковь и духовенство «заниматься своим делом», просто не знают, насколько разнообразно и инклюзивно это дело, не осознают, какой национальный код хранится в сердце Первопрестольного, пишет бывший министр обороны РА Виген Саркисян.
«Уничтоживший Республику Арцах и принесший катастрофу Республике Армения режим страшится возглавляемого архиепископом Багратом Галстаняном движения, поскольку оно опирается на историю, систему ценностей и веру. Движение – национальное, а они сами – антинациональные.
Страшатся и образа архиепископа. Он образован, имеет многолетний опыт общения с людьми, доведения своего слова, пользуется доверием широкого круга общественности и чрезвычайно харизматичен. Такие лидеры способны вернуть обществу попранное достоинство и волю к борьбе, стремление отстаивать свои требования. И такая мобилизация общества мешает планам некоторых лиц.
Служитель Армянской Апостольской Святой церкви всегда был неотъемлемой частью общественной жизни Армении. Ни в Конституции, ни в законодательстве нет нормы, запрещающей священнослужителю иметь, выражать и защищать свое мнение. Напротив, согласно ч. 1 ст. 18 Конституции, Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности», – указал Саркисян.
«Заметьте, народ Армении Конституцией не просто оценил вклад и заслуги национальной церкви, но закрепил нацеленную на будущее ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ МИССИЮ. Другими словами, Армянская Апостольская Святая церковь имеет мандат народа и общественный заказ для того, чтобы проявить последовательность по упомянутым вопросам. И это не противоречит правовому регулированию о разделении деятельности религиозных организаций от государства.
Превыше всяких сомнений, что в сегодняшней действительности под угрозой находится как духовная жизнь армянского народа, так и национальная культура и национальная идентичность. Представители духовенства, как и всякий сознательный гражданин, не могут оставаться в стороне перед лицом этих непосредственных угроз.
Когда некоторые люди говорили, что церковь архаична, я отвечал, что она должна быть консервативной. Когда они говорили, что не чувствуют нужды в церкви, имея прямой контакт с Богом, я отвечал, что они не понимают не только просветительской роли церкви, но и не осознают, что в лице Армянской Апостольской Святой церкви мы имеем дело с древнейшим в мире институтом, прошедшим непрерывный 1723-летний путь. Задумайтесь на минутку, что сегодня в мире нет действующего института старше, чем Армянская Апостольская Святая церковь. И если некоторые люди не понимают исключительной важности быть родиной старейшего института мира, в том числе с точки зрения формирования повестки безопасности, то им безнадежно что-либо объяснять», – указал экс-глава Минобороны Армении.
«Когда армянский народ в течение своей тысячелетней истории был лишен государственности, Армянская Апостольская Святая церковь обеспечивала национальную жизнь и быт армянского народа. Наши монастыри и храмы превращались в школы и университеты, больницы и общинные центры, суды и культурные центры. И сегодня церковь с честью выполняет эту миссию в Диаспоре, спасая армянство от ассимиляции и потери идентичности. Именно благодаря этим усилиям церкви каждый раз после периода исторических испытаний армянский народ имел возможность возродиться и продолжить свой созидательный путь.
В советские годы тоже наша Святая церковь стала институтом, бережно хранящим национальный дух, репатриирующим армянскую культуру со всего мира, обеспечивающим связь Армении с Диаспорой. Именно благодаря усилиям церкви Армения стала одной из двух советских республик, законодательно закрепивших родной язык в качестве официального.
Во все времена духовенство Армянской Апостольской Святой церкви было первым на полях сражений самообороны в жестокие годы национально-освободительной борьбы, войн и геноцида», – указал он.