14 июня – день рождения армянского поэта и ашуга Саят-Новы
Сегодня, 14 июня, день рождения армянского поэта и ашуга XVIII века, мастера любовной лирики Саят-Новы (псевдоним Арутюна Саядяна).
«Я простолюдин, а не князь, другого званья не хочу», – пел о себе человек, которого считали князем ашугов Закавказья и Ирана.
Ашугами называли поэтов-импровизаторов, исполнявших песни собственного сочинения под собственный аккомпанемент на таре, сазе, кяманче и других народных инструментах.
Множество важных обстоятельств и подробностей жизни Саят-Новы до сих пор не до конца выяснены и не изучены. Достоверных сведений осталось немного – это случайные факты из песен поэта, страницы рукописных сборников, составленных им и его сыном Оганом, рукописи, переписанные Саят-Новой, письменные грузинские источники, воспоминания современников, которые знали его лично, и пересказы.
Так, исследователи указывают разные даты рождения поэта – 1712, 1717, 1722 года. По предположению его первого биографа Геворга Ахвердяна, он родился в 1712 году. Поэт Ованес Туманян указывал 1713 год. Паруйр Севак считал, что наиболее вероятный год его рождения – 1722.
«Такими поэтами, как Саят-Нова, может и должен гордиться весь народ; это – великие дары неба, посылаемые не всем и не часто; это – избранники провидения, кладущие благословление на свой век и на свою родину», – писал о нем Валерий Брюсов.
Саят-Нова родился в ремесленнической семье, при крещении получил имя Арутюн Саядян (на тифлисском диалекте армянского языка – Арутин). Его отец, Махтеси Карапет Саадян в молодые годы жил в Алеппо, а мать – Сара, родом из Санаина (село на севере Армении), жила в армянском квартале Тифлиса – Авлабаре, тогдашней армянской окраине города. Там же жила потом семья родителей поэта. Единого мнения о месте рождения поэта нет, но считается, что Саят-Нова родился и вырос в Тифлисе. В одной из своих песен Саят-Нова пишет: «Саят-Нова в вере тверд, он армянин…»
Отец прививал ему почитание национальных святынь и народных традиций. Он отдал Арутина учиться ткацкому ремеслу и одновременно определил в монастырь изучать грузинскую грамоту.
Девятнадцатилетним юношей он, подобно герою романтической повести об ашуге Гарибе, отправился странствовать на семь лет. Какими дорогами прошел Арутин Саядян, какие повидал страны, остается загадкой. В Тифлис он вернулся под именем Саят-Новы.
«Я – Саят-Нова!» – так он назвал сам себя. Значение этого имени стало поводом для споров, исследователями было предложено множество вариантов: «Знаменитый охотник», «Новый учитель», «Царь песнопений», «Владыка музыки», «Похититель сердец песней», «Ловец мелодий». Все они были отвергнуты, и наиболее верным и приемлемым стала считаться этимология «Внук Саяда» или «Саядян». Однако народ и сейчас называет Саят-Нову «Царь песнопений».
Саят-Нова творил на армянском, грузинском, азербайджанском, персидском языках, в совершенстве владея каждым из них. Песни раннего Саят-Новы написаны на персидском языке, на котором обычно творили ашуги.
В те времена ашуги любили устраивать традиционные состязания в искусстве поэтической импровизации. Однажды Ираклий II созвал музыкантов на ристалище. Услышав пение Саят-Новы, царь щедро наградил его и сделал своим придворным ашугом. Больше десяти лет прожил при дворе Саят-Нова, служа руководителем дворцового ансамбля, и, в конце концов, стал жертвой интриг вельмож, не смирившихся с тем, что простолюдин числится в любимцах у государя.
Поводом к изгнанию стали слухи о том, будто муза Саят-Новы - дочь грузинского царя Теймураза, супруга влиятельного князя Деметри Орбелиани красавица Анна Батонашвили, которой поэт, как считается, посвятил большинство своих песен и стихов.
Версия об изгнании ашуга только из-за любви к женщине не всём учёным кажется правдивой, ведь через 2-3 года Ираклий ІІ снова вернул его ко двору.В отношениях между придворными и Саят-Новой, беспощадно критиковавшем их, ничего не изменилось и после возвращения ашуга к двору. Но в этот раз Ираклий II, попавшись на крючок интриг, не дал поэту даже оправдаться и окончательно изгнал его.
Враги Саят-Новы убедили Ираклия силой постричь поэта в монахи. Его выслали в армянскую церковь Анзали, в персидской провинции Гилян, где он принял духовное имя Степанос. Спустя некоторое время Саят-Нове позволили вернуться в Грузию. Он продолжил службу в храме святого Карапета приходским священником в посёлке Закаталы. Но его несчастья не закончились. В 1768 году умерла любимая жена Мармар Шахвердян, подарившая ему двух сыновей, Огана и Меликсета, и дочерей – Сару и Мариам. Ему был пожалован сан вардапета (учёного монаха), но в том же году он был выслан в Ахпатский монастырь в Лори, в северную Армению. Согласно другой версии, поэт сам отказался от светской жизни и постригся в монахи после траурных дней.
В сентябре 1795 года, узнав о наступлении персидского шаха Ага Мохаммед Шаха Каджара на Грузию и его приближение к Тифлису, Саят-Нова спешно отправился из монастыря в столицу, где находились его дети, и успел отправить их на Северный Кавказ, в Моздок. Сам он остался в Тифлисе. Персидские войска ворвались в город, грабя и убивая жителей. Вместе со многими другими христианами Саят-Нова искал приют в церкви святого Геворга под Мец Бердо. Солдаты Ага-Мохаммед Шаха застали его там во время молитвы, когда по легендам потребовали выйти из церкви и отречься от своей веры. Но Саят-Нова отказался и погиб под ударами персидских сабель. Согласно другой версии поэт был убит не в Тифлисе, а в монастыре Ахпата.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.