«Голос Армении»: Если арцахцы «иммигрировали», может, пленные остаются в Баку добровольно, г-н О'Брайен?
Газета «Голос Армении» пишет:
«Католикосат Великого дома Киликийского сообщил о встрече Арама Первого с послом Ирана в Ливане. «Католикос подчеркнул право арцахских армян на возвращение при условии международного покровительства и напомнил о важности скорейшего освобождения политических заключенных, находящихся в Азербайджане. В связи с этим он попросил о вмешательстве Ирана, имея в виду существующие между Ираном и Арменией исторические и дружественные отношения», - говорится в сообщении
Вопрос освобождения незаконно удерживаемых в Баку военно-политических лидеров Арцаха и других армянских пленных в последние дни получает все более активное международное звучание. Только в последний месяц-полтора опубликован ряд заявлений Института Лемкина по предотвращению геноцида, организован сбор подписей, прошли акции в европейских городах, прозвучали заявления различных международных организаций, появились статьи в авторитетных мировых СМИ, резко активировалась деятельность международной группы адвокатов Рубена Варданяна.
Молчание царит только в Ереване. Точнее, гробовое молчание и демонстративное безразличие сохраняют де-факто власти Армении, и лишь в ходе митингов движения «Во имя Родины» регулярно говорится о необходимости освобождения пленных. Уже ни у кого не вызывает никаких сомнений тот факт, что лидеры Арцаха удерживаются в бакинских застенках по обоюдному согласию Пашиняна и Алиева, а режим «ГД» крайне заинтересован в том, чтобы они оставались там как можно дольше с последующим осуждением и приговором. И что сложно ждать разрешения этой важнейшей проблемы до тех пор, пока у власти шайка предателей.
Неделю назад супруга ливанского армянина Вигена Эулджекяна дала интервью одному из армянских телеканалов. Напомню, что Виген – из числа тех, кто был захвачен в плен сразу после войны и вот уже 3 года и 8 месяцев томится в бакинской тюрьме, испытывая неимоверные страдания. Преступный режим Алиева особенно изощренно пытает и издевается над ним, словно в отместку всей армянской Диаспоре.
Интервью Линды Эулджекян невозможно читать без содрогания. По ее словам, пленник находится в тяжелом психологическом состоянии и даже думает о самоубийстве. А еще женщина рассказала о том, во что сложно поверить: "В нашем последнем телефонном разговоре Виген спросил, что происходит во внешнем мире, просил сказать правду, если Армения отказалась от них, потому что здесь по телевизору говорят, что отказалась, он почти кричал в трубку. Я ему сказала, что Армения требует вернуть его, что страна от него не отказалась и пусть там не врут". И добавила, что ей хочется верить, что она не ошиблась и власти Армении делают все возможное для возвращения армянских пленных.
О том немыслимом по степени жестокости психологическом прессинге, которому подвергаются армянские пленные в тюрьмах Баку, говорить излишне – это выходит за пределы допустимого человеческим сознанием. Но столь же трудно осознать, что упование Линды Эулджекян на власти РА ничем не оправдано, и надеяться в данном случае приходится только на усилия армянской и международной общественности. На давление, которое может быть оказано на Баку различными структурами и странами.
И вот тут возникает некий тупик. Подобное давление, причем достаточно сильное, можно было бы организовать, если бы в самом Ереване предпринимались усилия в этом направлении и велась соответствующая работа. Но если раньше пашиняновская клика хотя бы изредка и озвучивала заявления о необходимости освобождения пленных, то в последние месяцы ни сам Никол, ни его дружок Мирзоян не издают по этому поводу ни звука.
Можно с полным на то основанием утверждать, что чем громче и чаще раздаются голоса с требованием освободить пленников, чем активнее ведется борьба за это на разных уровнях, тем упорнее и красноречивее молчат те, кто сегодня представляет Армению на международной арене. И это вовсе не преувеличение. Вот лишь один факт: весь июнь в Ереване попеременно находились высокопоставленные чиновники Госдепа США – страны, которая уж точно могла бы надавить на Алиева. Но ни единого слова о пленных в официальных сообщениях и в выступлениях представителей сторон не было – ни единого.
Теперь вопрос: почему об этом должны говорить американцы, если молчат сами армяне?
В этом контексте стоит вспомнить, что находясь в Ереване, помощник госсекретаря США Джеймс О'Брайен сделал потрясающее по степени цинизма и извращенности признание. В интервью армянской службе радиостанции «Свобода» он заявил, что «до завершения независимого расследования у Вашингтона нет четкой оценки того, было ли произошедшее в Карабахе иммиграцией или этнической чисткой».
Напомню, что сразу после исхода армян Арцаха с Родины именно О'Брайен сообщил на слушаниях в комитете Палаты представителей Конгресса США, что Госдепартамент готовит доклад о произошедшем.
«По указанию госсекретаря мы готовим всеобъемлющий и прозрачный доклад о том, что там произошло не только в эти дни, но и за несколько месяцев до этого», - сказал он. Похоже, тогда в Госдепе не сомневались по поводу оценки трагедии как минимум как насильственного перемещения. О том же свидетельствовали заявления других представителей Госдепа в период блокады и непосредственно перед опустошением Арцаха.
Что же такое произошло за этот период, если в этом ведомстве не стесняются сегодня говорить о возможности «иммиграции» на фоне однозначных оценок случившегося авторитетными международными экспертами как геноцида и этнических чисток? Может, Пашинян попросил? А может, американцы основываются на его скандальном заявлении о том, что «армянам Арцаха опасность не грозит», умышленно сделанном именно в тот день и час, когда на заседании Совбеза ООН обсуждалась военная агрессия и геноцид со стороны Азербайджана?
Было бы, конечно, наивно полагать, что в Госдепе при оценке тех или иных событий руководствуются заявлениями такой мелкой шавки, как Никол. Но столь же безусловно, что в Вашингтоне вполне могут делать это, если им выгодно, либо тупо для поддержки нужной, «своей в доску» власти. Скорее всего, и то, и другое имело место в данном случае.
Тогда стоит ли удивляться, если практически не скрываемое желание Пашиняна и дальше видеть лидеров Арцаха в бакинских застенках и его говорящее молчание развяжет язык тому же О'Брайену и даст ему возможность заявить, например, что предъявляемые пленникам обвинения законны и обоснованы? И стоит ли сомневаться, что при сохранении нынешних тенденций это абсолютно реально?»