Пилот, дипломат или хирург: кто лидирует на выборах президента Ирана?
Реформист Масуд Пезешкиан продолжает держать лидерство на внеочередных выборах президента Ирана, обходя своего главного конкурента — Саида Джалили, кандидата от консервативного крыла, заявили после подсчета более 14 миллионов голосов в избиркоме страны, расположенном в министерстве внутренних дел исламской республики.
«Всего подсчитано 14 миллионов 70 тысяч 462 голоса. Масуд Пезешкиан набирает 5 миллионов 955 тысячи 781 голос, Саид Джалили – 5 миллионов 560 тысяч 321 голос, Мохаммад Багер Галибаф — 1 миллион 891 тысячу 381 голос, а Мостафа Пурмохаммади – 111 тысяч 967 голосов», — цитирует агентство ILNA заявление избиркома.
Голосование на президентских выборах состоялось в Иране в пятницу, 28 июня.
В борьбе за президентское кресло участвуют:
Мохаммад Багер Галибаф — 62-летний спикер меджлиса (однопалатного парламента) Ирана, бывший мэр Тегерана и экс-командующий ВВС Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Галибаф имеет докторскую степень по политической географии, а еще он пилот с лицензией на управление самолетами Airbus. В 19 лет он уже был одним из командиров сил обороны во время ирано-иракской войны 1980—1988 годов. После массовых студенческих протестов в 1999-м Верховный лидер Али Хаменеи назначил его начальником полиции. Галибаф подал в отставку в 2005 году, так как решил впервые поучаствовать в президентских выборах. Но в итоге проиграл, заняв четвертое место. В том же году стал мэром столицы и находился на этом посту до 2017-го. Считается сторонником консервативной линии — как и большинство кандидатов.
Саид Джалили — 58-летний член Совета по целесообразности (совещательный орган при Верховном лидере, разрешает споры между парламентом и Советом стражей). Джалили — заметный дипломат. Он запомнился как бывший главный переговорщик по иранской «ядерной сделке» — Совместному всеобъемлющему плану действий, который был заключен с большим трудом в 2015 году и действовал в целом до 2018-го, пока из него не вышли США. Ранее он был секретарем Высшего совета национальной безопасности. До этого Джалили занимал пост замминистра иностранных дел по делам Европы и Америки, а всего проработал в МИД Ирана 18 лет. Как и Галибаф, участвовал в ирано-иракской войне, в которой, как сообщается, потерял часть правой ноги во время осады иракского города Басра.
Мостафа Пурмохаммади — 64-летний экс-министр внутренних дел и юстиции, а также прокурор Революционного суда в Бандар-Аббасе, Керманшахе и Мешхеде. В 1987-м его назначили на должность замминистра разведки, а год спустя в Иране произошла серия массовых казней политических заключенных как минимум в 32 городах. Число убитых в то время, по разным оценкам, доходит до 30 тысяч, а у самого Пурмохаммади, как заявляли в Госдепартаменте США, была «ведущая роль» в процессе. За свою карьеру он также успел побывать на постах директора управления контрразведки, директора внешнеполитического управления, а еще исполнял обязанности замминистра информации. В 2013-м Пурмохаммади хотел участвовать в выборах, но в итоге снял свою кандидатуру.
Масуд Пезешкиан — 69-летний депутат иранского парламента, хирург и экс-министр здравоохранения. Единственный кандидат-реформатор из одобренных властями. Как пишет Financial Times, он получил поддержку среди части иранцев и за рубежом «за свою открытость и готовность критиковать жесткую политику» Ирана. Пезешкиан баллотировался на выборах 2013-го, но снял кандидатуру, а в 2021 году не прошел квалификацию — обычная для иранских политиков история.