Лариса Алавердян: Международное сообщество откликается лишь на настойчивую деятельность и обращения из самой страны
«Недавнее обращение экс-прокурора МУС является продолжением деятельности принципиального специалиста и профессионала, уникального человека, который доказал свою беспристрастность и абсолютную объективность в вопросах защиты прав человека, жертв военных преступлениях, преступлений против человечества и т.д.», - заявила первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян, комментируя по просьбе «ГА» призыв к армянству экс-прокурора Международного уголовного суда (МУС) Луиса Морено Окампо объединить усилия и до конференции ООН по климату COP29 запустить кампанию в СМИ и соцсетях в поддержку армянских пленных, удерживаемых в Баку.
Лариса Алавердян считает наиболее продуктивным периодом работы МУС именно служение г-на Окампо на должности прокурора. «Отметим, что 13 августа 2023 года был распространен его доклад, являющийся ответом на вопросы, которые ему задавались от имени Араика Арутюняна, ныне незаконно арестованного и содержащегося в азербайджанской тюрьме. В то время Окампо выступил с исключительно важными заявлениями, в которых охарактеризовал, так называемую, экологическую блокаду как геноцид. Он сослался на статью 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Пункт 3 этой статьи гласит, что предумышленное создание таких условий жизни для группы населения, которые влекут за собой полное или частичное уничтожение этой группы, является геноцидом», - отметила она.
Лариса Алавердян напомнила, что в декабре 2023 года Окампо обратился к армянскому народу, в частности к арцахцам, с призывом буквально захлестнуть волной писем Международный уголовный суд по поводу геноцидных действий Азербайджана. «Еще в августе прошлого года он предупреждал, что после таких геноцидальных действий, как блокада, наступают более жестокие методы. Никто не обратил внимания на его слова, не предпринял эффективных действий. В декабре Окампо также призывал направить сотни, тысячи писем на имя прокурора МУС, с описаниями нарушений прав каждого человека (потому что любой из отправителей - это отдельный случай нарушения его прав как жертвы геноцида) с тем, чтобы как только Армения с 1 февраля 2024 года реально станет членом МУС можно было бы обратиться к прокурору для возбуждения уголовного дела.
Хочу разъяснить: в МУС, как правило, обращаются государства. Отлично понимая, что наши власти на государственном уровне не обратятся в МУС по вопросу геноцидальных действий Азербайджана против армянского народа Арцаха, следует отметить, что есть две другие процедуры, в рамках которых граждане, общественные организации и т.д, обращаются:
1. непосредственно к прокурору МУС,
2. к суду.
Наиболее действенным является обращение непосредственно к прокурору. Прошло уже 10 месяцев и, насколько мне известно, какое-то число заявлений уже отправлено. Однако, требуемого числа заявлений не было отправлено.
Очередное обращение к армянству – это продолжение деятельности Окампо в защиту пострадавшего народа и призыв к наказанию виновных. Еще 13 августа прошлого года в своем докладе он представил список из 6 лиц, который можно назвать списком Окампо. Первые 3 - это президент, министр обороны и министр иностранных дел Азербайджана. Все шестеро были названы поименно, потому что МУС рассматривает дела не против государства, а против физических лиц, ответственных за совершенные преступления.
Я глубоко уважаю Окампо, одного из наиболее авторитетных юристов-международников. И нельзя считать его действия проармянскими. Он защищает справедливость, которая буквально втоптана в грязь, и призывает бороться за ее восстановление, чтобы были восстановлены права жертв геноцида и наказаны его организаторы и исполнители.
Не прислушаться к призыву Окампо просто стыдно. И речь не только о нравственной стороне: это удар по суверенитету Армении. Повторяю: если власть молчит, за дело должна взяться общественность. Мы должны понимать, что речь идет о международном преступлении, которое называется преступлением против человечества. То есть, мы не только должны поднять свой голос, чтобы защитить себя и наказать виновных, но это еще и наша международная обязанность: каждый раз, когда происходит геноцид, народ или группа, подвергнувшиеся этому преступлению, несут обязательство перед международным сообществом, а не только право или возможность»,- заявила Л. Алавердян.
Первый омбудсмен отметила, что международное сообщество откликается лишь на настойчивую деятельность и обращения из самой страны. «Конечно, было бы хорошо, если бы какое-либо другое государство-член ООН обратилось по этому вопросу в МУС, что маловероятно. Трудно также ожидать, что международное сообщество само увидит и вмешается в ситуацию, к этому нам необходимо приложить огромные усилия», - отметила она.