«Голос Армении»: Такова его политика: деоккупации 200 кв.км суверенной территории РА при Пашиняне не будет
Газета «Голос Армении» пишет:
«Обсуждать заявления Никола – заведомо неблагодарное дело по многим и хорошо известным причинам. Вместе с тем экспертное сообщество и СМИ вынуждены учитывать самое важное из сказанного им, поскольку речь идет о действиях и намерениях человека, наделенного полномочиями вести политику и принимать решения от имени государства.
В данном контексте стоит вспомнить одно из его заявлений на пресс-конференции 31 августа, которое не удостоилось должного общественного внимания. Хотя речь идет о важнейшей проблеме – оккупации 200 кв. км суверенной территории Республики Армения, начавшейся 12 мая 2021 года.
На фоне арцахской катастрофы и постоянно расширяющихся проблем экзистенциальной важности об этой оккупации уже почти не говорят. Страна просто привыкла жить в условиях наличия на своей территории вооруженных подразделений враждебного государства, чувствующих себя весьма вольготно и в ежедневном режиме укрепляющих собственное присутствие.
За прошедшие 3 с лишним года Азербайджан не только не вывел свои войска с международно признанной территории РА, но, наоборот, продвигался вперед, методично расширяя площадь оккупации. Власти Армении в ответ на очевидную агрессию весь этот период не предпринимали ровным счетом ничего. И если в самом начале США, Франция и Евросоюз требовали от Баку вывода войск с территории РА, то в условиях сознательного молчания официального Еревана никто уже не вспоминает об оккупации. Если власти РА и говорят об этом, то исключительно в контексте ОДКБ.
Между тем, на пресс-конференции 31 августа Никол четко дал понять, что деоккупации не будет. «Сегодня, завтра и послезавтра мы не ставим задачи восстановить наш суверенитет над этими территориями военным путем. Потому что мы считаем, что те соглашения и принципы, которые уже приняты, дают нам возможность решать наши проблемы исключительно путем мирных переговоров, включая процесс делимитации границы. Так что у Армении нет никаких агрессивных целей, и такова наша политика», - заявил он.
Обратите внимание на формулировку «агрессивные цели». Глава государства считает меры по освобождению собственных суверенных территорий от вооруженных сил другого государства агрессией. Агрессор, в понимании Пашиняна, не тот, кто преступно вторгся на эти территории и военным путем завладел ими, убив за 3 года несколько сотен военнослужащих данной страны. Отметим, кстати, что Никол ни разу не называл Азербайджан агрессором – ни в контексте оккупации Армении, ни, тем более, Арцаха. Нет, агрессией он считает попытки освободить собственные территории от присутствия чужих ВС, посему публично от такого рода попыток отказывается.
Абсурд? Ну, не более, чем бесчисленные иные заявления этого типа.
Стоит, однако, очень коротко вспомнить «эволюцию» восприятия факта оккупации властями РА и лично Николом.
12 мая 2021 г. он созвал внеочередное заседание Совета безопасности для «обсуждения сложившейся в районе Сев лич (Черного озера) Сюникской области ситуации и дальнейших шагов». Назвав текущую ситуацию «неприемлемой», он заявил, что Республика Армения не может с ней просто смириться. «Нашим приоритетом является решение этого вопроса путем переговоров и дипломатии. Но это только один из вариантов», - отметил Пашинян, не сообщив, какие другие «варианты» имеет в виду.
27 мая 2021 года азербайджанская сторона именно на оккупированных территориях похитила шестерых армянских военнослужащих. Никол принял угрожающий вид и снова заявил, что «имевшие место процессы абсолютно неприемлемы для Армении», и что «Вооруженные силы Азербайджана должны безоговорочно покинуть территорию Армении».
13-14 сентября 2022 года Баку предпринял новые агрессивные действия, атаковав армянские позиции в районе Вардениса, Сотка, Гориса и Джермука. В результате двухдневных боев, по официальным данным, погибло и пропало без вести 204 армянских военнослужащих. 14 сентября Пашинян заявил в парламенте, что «Азербайджан оккупировал еще 10 кв. км территории Армении» плюс к 40 оккупированным в прошлом году.
И «грозно» добавил: Армения, мол, готова признать территориальную целостность Азербайджана только в том случае, если он покинет ее суверенные земли, в противном случае этого не будет.
Спустя всего три недели, 6 октября 2022 года в Праге, Пашинян признал территориальную целостность Азербайджана – с Арцахом. Позже он заявил, что сделал это с целью «защиты территориальной целостности Армении». Азербайджанские ВС продолжали оставаться на территории РА и расширять зону оккупации.
При этом представители власти долгое время избегали называть точную площадь оккупированных территорий. В разное время заявлялось о 130 кв.км (глава Генштаба ВС РА Асрян, октябрь 2022г.), 140 кв. км (Пашинян, ноябрь 2022), 150 кв. км (Симонян, март 2023). Наконец, в ноябре 2023 г. Мирзоян, выступая в НС, сказал, что ему «известно о почти 200 кв. км территории РА, которые сейчас находятся под контролем азербайджанских сил».
Со временем власти РА просто перестали требовать вывода вражеских войск. О маразматических заявлениях типа «азербайджанцы проголодаются и уйдут с нашей территории в районе Джермука», которым не постыдился отметиться генерал-лейтенант Эдвард Асрян, и не менее маразматических предложениях пашиняновской кодлы, адресованных Баку, о «зеркальном отводе войск» говорить вряд ли стоит.
Взамен «признавший терцелостность Армении» Алиев чуть ли не в ежедневном режиме заявляет о «западном Азербайджане» и «исторической принадлежности территории всей Армении Азербайджану».
На этом фоне 6 июня 2024 года один из ретрансляторов пашиняновских мыслей и планов депутат «ГД» Овик Агазарян заявил, что оккупированные территории – «не тот вопрос, который можно решить за один день, его не решат ни эти власти, ни даже следующие». Спустя 2 месяца, 31 августа, сам Пашинян публично признал, что ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра решать проблему не намерен.
«Смотрю пресс-конференцию Пашиняна… Что ни заявление – то признание в преступлении против государства», - написал в ФБ один из пользователей. Что ж, вот вам одно из этих признаний. Как еще называть отказ главы государства освобождать суверенные земли страны, годами остающиеся оккупированными армией другого государства, к тому же открыто и постоянно заявляющего о своих претензиях на всю твою территорию?»