Аветик Ишханян: Армения стала диктаторской страной – заложником одной семьи, с многочисленными политзаключенными
Правозащитник Аветик Ишханян, против которого действующие власти Армении попытались «сшить» дело за запись в соцсети Facebook, по просьбе Panorama.am прокомментировал речь Никола Пашиняна на торжественном мероприятии по случаю 10-летия образования Следственного комитета РА.
– На Ваш взгляд, у граждан Республики Армения есть чувство, что в РА есть справедливость?
– Комментировать слова так называемого премьер-министра – довольно сложная задача, поскольку у него нет никаких принципов. Не будем приводить примеры из его сказанных в разное время противоречивых слов. Эти примеры неисчерпаемы. Тем не менее, попытаемся дать оценку этим его словам.
Во-первых, что значит «иметь чувство справедливости»? Справедливость – это субъективное чувство, и для каждого человека оно разное. Для преступника и жертвы справедливость разная. В современном мире можно говорить о правосудии. А правосудие в любой стране означает разделение ветвей власти и существование независимой судебно-правовой системы. Вопрос: действует ли в Армении механизм разделения властей и независимой судебной системы? Ответ: определенно нет. Вспомним: блокирование судов, антиконституционный разгром Конституционного суда, крики про «скулящих судей», предъявление обвинений неугодным властям судьям (как, например, Давиду Григоряну и Борису Бахшяну), прекращение с помощью называемой ВСС структуры полномочий непокорных судей и т.д. Список бесконечен.
И наконец, под чьим подчинением действует тот же Следственный комитет? Ответ: Следственный комитет является структурой при премьер-министре и действует по его указаниям. Генпрокурором назначается поклонница-помощница так называемого премьер-министра, которая активно участвовала в «шитье» очередного сфабрикованного уголовного дела. Армения никогда не была правовым государством с разделением властей и независимой судебно-правовой системой. Но то, что произошло после революции лжи и фейков 2018 года, невообразимо. Армения стала диктаторской страной – заложником одной семьи, с многочисленными политзаключенными.
И, наконец, один риторический вопрос: справедливо ли, когда высокопоставленный чиновник плюет в лицо гражданину и остается безнаказанным?
– Пашинян говорит: в Армении институт фабрикования дела либо исчез, либо находится на грани исчезновения. Если рассматривать только пример политических заключенных, не являются ли их дела, так сказать, «сфабрикованными»?
– Чтобы ответить на этот вопрос, приведу два примера. Первый – появление в сети в 2018 году записи телефонного разговора тогдашнего директора Службы национальной безопасности Артура Ванецяна с Николом Пашиняном и тогдашним директором Специальной следственной службы Сасуном Хачатряном, когда все стали свидетелями четких указаний о вынесении решения об аресте.
Я уже неоднократно говорил, повторюсь: в любой цивилизованной, правовой стране после подобного все общество поднялось бы на ноги и потребовало отставки всех 3 должностных лиц, освобождения Роберта Кочаряна из-под стражи, независимо от своего отношения к ним.
Второй пример – запись разговора двух экс-глав Высшего судебного совета Армении Рубена Вардазаряна и Гагика Джангиряна. Там Гагик Джангирян открыто говорит об уголовных делах, возбужденных по заказу. Если после этого у кого-то есть иллюзии относительно правосудия в Армении, то мне нечего сказать.
В конце констатируем, что в Армении после сталинского периода не было такого количества политических преследований и политических заключенных.