«Голос Армении»: Вандализм Баку и молчание Еревана: чем заняты МИД, МОНКС и постпред РА в ЮНЕСКО?
Газета «Голос Армении» пишет:
«21 октября в Сети появились сообщения о том, что Азербайджан полностью уничтожил исторический центр Степанакерта. Согласно записи экс-главы Комитета по туризму Арцаха Сергея Шахвердяна, сровнено с землей не менее 6,5 гектаров селитебной застройки, а приложенная карта наглядно демонстрировала масштабы алиевского вандализма во второй армянской столице.
Азербайджан форсированными темпами уничтожает все армянское в Арцахе, стремясь в короткие сроки буквально стереть с армянской земли армянский след. Чем это вызвано – отдельный вопрос, но сообщения о сносе, осквернении и разрушении памятников, церквей, хачкаров, исторических построек, памятных мест – всего, что связано с истинными хозяевами этой земли, появляются чуть ли не ежедневно. Вандализм фиксируется профильными организациями, в том числе международными, экспертами, СМИ, становится темой обсуждений в соцсетях.
Гробовое молчание хранят лишь де-факто власти Армении, которые за прошедшие после окончания 44-дневной войны 4 года даже не подумали включить важнейший вопрос сохранения бесценного армянского наследия в актуальную внешнеполитическую повестку. Более того, так наз. МИД сильно постарался для того, чтобы полностью заглох вопрос отправки в Арцах миссии ЮНЕСКО по сбору фактов. Если об этом где-то что-то и упоминается, то исключительно в конъюнктурных целях.
Весьма красноречивым доказательством сказанному стали обсуждения в НС РА 18 октября, организованные депутатами Тагуи Товмасян и Анной Григорян и посвященные уничтожению Азербайджаном историко-культурного наследия Арцаха. Казалось бы, тема сама по себе не должна вызывать вопроса участвовать или нет ни у одной из политических сил, а уж тем более – госструктур, которые обязаны заниматься вопросом, имеющим колоссальное значение для армянской нации, ее истории, культуры и будущего.
Согласно организаторам, на обсуждения были приглашены представители Министерства образования, науки, культуры и спорта (МОНКС), МИД и Министерства юстиции. Так вот, ни одна из упомянутых правительственных структур не сочла нужным прийти: МИД и Минюст отказали сразу, МОНКС вначале подтвердил участие на уровне замминистра, однако за час до встречи оттуда сообщили, что присутствовать не будут. «Это значит, что есть политический приказ не участвовать в обсуждениях, инициированных оппозицией», - подчеркнула Тагуи Товмасян, и с ней сложно не согласиться.
Но только ли в этом причина отсутствия госведомств?
Интересные подробности рассказал в связи с этим председатель Епархиального совета Арцахской епархии ААЦ Лерник Ованнисян. Представив в ходе обсуждения общую ситуацию с разгулом азербайджанского вандализма, он сообщил, что подготовил также программы и решения, которые планировал представить МОНКС. При этом Ованнисян отметил, что в начальный период после насильственного изгнания арцахцев они активно работали с представителями этого министерства. Чего, однако, не скажешь о МИД.
По его словам, туда были отправлены документы с тем, чтобы через дипканалы передать их в ЮНЕСКО, но по сей день никакой информации на этот счет нет. Более того, согласно сведениям из различных источников, документы так и не были переданы по назначению. То есть, сотрудники Арарата-Арабата Мирзояна либо умышленно, либо в силу некомпетентности или элементарно из лени саботируют важнейшую работу по взаимодействию с ЮНЕСКО в вопросе сохранения культурно-исторических памятников армянского народа.
Естественно, никакой реакции из МИД на заявление Лерника Оганнисяна не последовало. Что позволяет с уверенностью утверждать, что документы переданы не были, и сделано это было осознанно, исходя из политических интересов с целью препятствовать миссии ЮНЕСКО в Арцах, и в целом - какому-либо вовлечению организации в сохранение армянского наследия на оккупированной территории. Что это, если не преступление должностного характера, имеющее ярко выраженную антиармянскую направленность?
Самое же интересное в том, что месяц назад – 25 сентября - тот же самый Мирзоян, выступая на Форуме древних цивилизаций в Нью-Йорке, заявил, что «после этнической чистки в Арцахе армянское наследие находится под угрозой уничтожения», и что «Армения всячески поддерживает немедленную отправку миссии экспертов ЮНЕСКО в Нагорный Карабах».
То есть, официальные структуры, в частности, МИД, отлично понимают угрозу и поддерживают отправку миссии, но при этом отказываются от участия в обсуждениях на эту тему, а их сотрудники не выполняют своих прямых обязанностей по информированию ЮНЕСКО. Или они сами настолько профессиональны (во что, конечно, сложно поверить), что не нуждаются в экспертных услугах? А может, Арарат-Арабат убежден, что его и сотрудников работа заключается исключительно в том, чтобы молоть языком и путешествовать на халяву, а последовательная и кропотливая профессиональная деятельность – это не для «элиты»?
Еще один вопрос: чем занят постпред РА в ЮНЕСКО? Арам Акопян был назначен на этот пост в апреле с.г., причем каких-либо сведений об этом молодом человеке, в частности, о его предыдущей дипломатической работе и профессиональных навыках, найти в сети не удалось. Лишь в июле СМИ опубликовали сообщение о встрече с гендиректором ЮНЕСКО Одри Азуле, которой Акопян вручил верительные грамоты и «обратил внимание генерального директора на ситуацию, угрожающую историко-культурному наследию Нагорного Карабаха, упомянув о важности ожидаемых от ЮНЕСКО практических шагов».
Ждать от ЮНЕСКО «практических шагов» - это, конечно, хорошо. Но очень хочется узнать, а какие практические шаги предпринимает сам постпред непосредственно в Париже, а также его коллеги по МИД во главе с Мирзояном? Ведь по идее именно армянская сторона должна выступать в этом вопросе в качестве заинтересованной и своей активностью вынуждать «коррумпированную» ЮНЕСКО предпринимать такие шаги.
Кстати, тот факт, что во главе организации стоит представительница дружественной нам Франции, должен как бы способствовать достижению цели.
Возникает логичный вопрос: а действительно ли армянские власти стремятся добиться миссии ЮНЕСКО в Арцах со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде дальнейшей работы по сохранению уникальных памятников? Или они и этом вопросе следуют в русле турецкого фарватера и, отказываясь от Арцаха, отказываются также от цивилизационного достояния армянского народа?
Отдельный разговор – о МОНКС. Еще год назад на обсуждениях проекта госбюджета в НС горе-министр Андреасян громко заявляла о решимости усилить «международное давление на Баку с целью сохранения армянского культурно-исторического наследия в Нагорном Карабахе». Заверяла, что сохранение арцахского наследия – одно из важнейших направлений деятельности ведомства, а в числе его основных задач – «отправка миссии по сбору фактов и повышение уровня общественной осведомленности».
На эти цели МОНКС были выделены из бюджета определенные средства. Но что имеем в итоге по прошествии года? Азербайджан безнаказанно и демонстративно разрушает арцахские памятники, а Андреасян и ее МОНКС молчат в тряпку.
Миссия ЮНЕСКО уже кажется чем-то из области фантастики, а представители министерства не желают участвовать в обсуждении вопроса с депутатами и представителями Арцаха и тем самым повышать «общественную осведомленность». Или их интересуют только зарубежные вояжи под предлогом «усиления давления на Алиева», эффект от которых – ноль?
Да, ситуация и в этом вопросе абсурдна и позорна, да, от этих властей ничего иного ожидать не приходится, поскольку понятно, что повестка их действий и на внутренней, и на внешней арене диктуется извне и подчинена обслуживанию чужих интересов. Но требовать от них выполнения собственных служебных обязанностей – необходимо. Чтобы, как минимум, им не казалось, что никто не замечает их антинациональной политики, следствием которой становятся преступления против армянского культурно-исторического наследия. И чтобы они ни на минуту не забывали, что становятся пособниками, если не соучастниками этих преступлений.
И последнее. 24 октября группа дружбы «Франция-Армения» Сената Франции призвала международное сообщество срочно отреагировать на уничтожение Азербайджаном исторического центра Степанакерта. Французские сенаторы также призвали мировое сообщество выдвинуть накануне СОР29 жесткие условия Баку: немедленно освободить политзаключенных, отправить миссии ЮНЕСКО для защиты армянского и религиозного наследия в Арцахе, обеспечить права беженцев Арцаха на безопасное возвращение в соответствии с решением Международного суда ООН.
Официальный Ереван обо всем этом безмолвствует…»