«Голос Армении»: Идея Григоряна «пересадить» армян с пшеницы на рис вполне заслуженно вызвала волну общественного негодования
Газета «Голос Армении» пишет:
«Заявление секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна о том, что в рационе граждан РА можно заменить пшеницу на рис уже вторую неделю остается в центре внимания общественности. И это понятно. Григорян посягнул, по сути, на святое, допустил возможность отказа от хлеба – главного героя любого армянского стола. А если тут упомянуть и роль конкретно лаваша, то григоряновское предложение вовсе выглядит как вызов армянскому культурному наследию (10 лет назад армянский лаваш был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО). В общем, идея Григоряна «пересадить» армян с пшеницы на рис вполне заслуженно вызвала волну общественного негодования. Но, пожалуй, особого внимания заслуживает не сама идея, а ее логика.
Напомним, в середине октября, в ходе проведенной в Ереване конференции «Перекресток мира: объединяя безопасность и демократию», секретарь Совбеза РА заявил: "В Армении рис может стать стратегическим товаром вместо пшеницы. Следует производить оценку с точки зрения потребностей людей. Так, стратегические товары могут быть заменены, что позволит экономике стать более гибкой и не позволять другим нацеливаться на наши стратегические товары. Например, мы можем перейти с пшеницы на рис как товар стратегического значения и изменить нашу приспособленность".
Разумеется, Григоряна не просто случайно осенила эта грандиозная мысль. Дело в том, что ранее глава армянского Совбеза принял участие в онлайн-конференции по продовольственной безопасности Украины, что вызвало недоумение в Москве. Так, представитель МИД РФ Мария Захарова заявила: «Если люди заинтересованы в вопросах продовольственной безопасности, они должны исходить из того, что с продовольственной безопасностью у себя в стране. <…> Может тогда лучше с Россией выходить на связь по видеоконференции для обсуждения своей продовольственной безопасности?»
По существу, Захарова напомнила Григоряну о том, что в сфере продовольственной безопасности Армения зависит от России, а Григорян в ответ на это выдвинул тезис о замене пшеницы на рис. Скажем прямо, продовольственная зависимость Армении от РФ выходит за рамки российских поставок только пшеницы. С тем же успехом Григорян может предложить перейти с российского растительного масла на машинное, с говядины можно перейти на богатых белком насекомых. Можно вообще голодать. Только вот не совсем ясно ради чего. Ради сокращения влияния Москвы на Ереван? Ну, допустим. Но тогда уж вовсе не понятно нахождение Армении в составе ЕАЭС, в рамках которого экономическое влияние Москвы на Ереван позволило Армении, например, в прошлом году занять 4-место в мире по темпу экономического роста. Да и сейчас армянская экономика живет в основном благодаря интеграции в рамках ЕАЭС и развитию армяно-российского экономического сотрудничества.
Но вернемся к логике идеи Григоряна. Так вот, если хочешь ослабить свою зависимость от одного партнера, ослабляй. Но есть один единственный способ это сделать. По крайней мере в контексте продовольственной безопасности Армении. Очевидно, что вопрос решается только путем повышения уровня продовольственной самодостаточности. Иными словами, было бы логичнее, если бы Григорян предложил не переход от пшеницы к рису, а переход от российской пшеницы к отечественной. Вот здесь можно было бы заметить реальное стремление избавить продовольственную безопасность Армении от внешнего влияния. Но по логике секретаря Совбеза РА, необходимо одно внешнее влияние заменить другим, еще большим. Почему еще большим? Ответ прост. Дело в том, что в Армении в определенных, конечно, далеко не достаточных объемах производится пшеница, а вот рис не производится вообще. И нам предлагается пересесть, по сути, с полуимпорта стратегического продовольственного товара, с частичной зависимости нашей продовольственной безопасности от внешних игроков, на полный импорт и абсолютную зависимость. Даже в голову не приходит секретарю Совбеза РА мысль о том, что правительству лучше заняться повышением уровня продовольственной самодостаточности.
То, что сказал Григорян, многим показалось неудачной шуткой. Но не будем забывать, что в каждой шутке есть доля шутки. Не будем забывать и о том, что этому правительству свойственно шутить очень жестоко. Стало быть не факт, что завтра хлеб на армянские столы не будут подавать в качестве деликатеса Впрочем, не только хлеб…»