Ваге Оганнисян: Почему в Армении не добиваются успеха (пока) протестные движения ?
«Мы не делаем одной важной вещи: после поражения не пытаемся понять причины неудач движений. Для этого у нас нет благоразумия, или, быть может, смелости? Примечательно, что власть и аудитория называют тысячу и одну выдуманную причину, а мы, участники, необъяснимо храним молчание», – написал эксперт группы «Альтернативные проекты» Ваге Оганнисян в своем Telegram-канале.
По его словам, имеются глубинные причины, которые, объединяясь в одно целое, становятся серьезным, пока непреодолимым препятствием на пути выхода из этого кошмара.
Ваге Оганнисян перечислил следующие причины:
1.Платформы не исходят из той реальности, что мы имеем дело с пережившим поражение обществом. Это совершенно другое душевное состояние, другая социология, которая требует другого содержания и другой риторики. А звучащее с трибун слово – как правило, укладывается в прямо противоположную логику - не доходит до сердец широких масс, не отражает их реальных страхов и настроений.
2. Не были предоставлены необходимые ресурсы для борьбы. Для проведения обширной организационной работы, создания машины борьбы, изменения общественных настроений и использования их для смены власти нужны крупные материально-технические ресурсы. Большинство из тех, кто владеет этими ресурсами, этого не сделали.
Они уже сейчас могут быть уверены в том, что дальнейшие колебания принесут более серьезные последствия, в том числе и лично для них.
3. Большое число коллаборационистов, и это факт. Часть из них даже по полдня обвиняют нас, дескать, почему вы не можете от них избавиться? Как мы можем, когда вы играете в несколько игр? Но нам также не удалось создать такую атмосферу, в которой коллаборационизм стал бы предметом жесткого общественного порицания.
4. Острое неравенство среди участников движения. У одного проблема содержания семьи во время борьбы, другой продолжает зарабатывать миллионы при этой власти или даже с ней, третий оказывается в тюрьме без адвоката и элементарных средств для содержания семьи, другие продолжают свою элитарную жизнь. Революционный принцип «братство, равенство» грубо нарушается.
5. У широкой общественности (включая борющихся) есть четкий коллективный вопрос к классу, который несправедливо обогатился благодаря общественным ресурсам и ранее занимаемой должности. И пока платформы борьбы не нашли способа ответить на этот сложный вопрос и упорно обходят его стороной. Это создает разрыв между платформами борьбы и широкой общественностью, дает возможность властям разыграть карту «грабежа и незаконного имущества бывших властей». И так будет продолжаться до тех пор, пока не будет честного ответа на вышеприведенный вопрос, предложения по его решению. Грубо говоря, многие могут попытаться убедить антикоррупционных прокуроров Никола в том, будто они святые и законные миллионеры, но убедить широкую общественность невозможно. Здесь нужны другие решения.
6. Рабочие и тактические разногласия платформ, площади и парламентских фракций. Начиная с какого-то момента Национальное Собрание живет в одной реальности, платформа – в другой, площадь – в третьей. Не может с трибуны звучать лозунг «Антихрист должен уйти», а в НС с ним вестись совместная работа. Общество чувствует этот диссонанс, фиксирует, что здесь что-то не так. Платформы не находят решения этого конфликта.
7. Отсутствие стратегического терпения: речь о представлениях, будто одним митингом или одной неделей борьбы возможна смена власти. Все движения начинались с этой психологии. И только после неудачи они признают, что была правильной другая точка зрения – о терпеливой борьбе. Настрой на терпеливую борьбу принесет наиболее быстрый успех.
8. Посыл платформ внешнему миру: или были допущены грубые ошибки, или просто звучали непонятные месседжи – соседям, союзникам и противнику.
«P.S. Почему я затрагиваю эту тему? Потому что я точно уверен, что в ближайшем будущем при правильной работе возможны эффективные процессы, которые дадут возможность глубокого перезапуска государства как на внеочередных, так и на очередных выборах. Но для успеха важно храбро принять причины неудач.
Для государства (и даже для этой власти) очень важно, чтобы изменения стали результатом мирного движения солидных сил. Другие сценарии представляют собой версии большого взрыва, одна опаснее другой, – резюмировал он.