«Голос Армении»: Армения должна подать иск в МУС для привлечения Алиева к уголовной ответственности
Газета «Голос Армении» пишет:
«"Какими бы ни были реальные последствия обвинений и ордеров МУС для Израиля, — это сильнейший удар как по его руководству, так и международному авторитету, даже ближайшие союзники Израиля заявили, что арестуют Нетаньяху и Галанта, когда они ступят на их территорию» - отмечает в интервью «ГА» доктор политических наук, военный историк Армен Айвазян.
В недавно опубликованной в «ГА» статье под заголовком "МУС выдал ордеры на арест Нетаньяху и Галанта – плохая новость для Алиева и его марионеток" мы писали о том, что выданные Международным уголовным судом (МУС) ордеры на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны страны Йоава Галанта с обвинениями их в "военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершённых в период с 8 октября 2023 года и как минимум до 20 мая 2024 года в отношении палестинских жителей Газы" более чем применимы и к преступлениям алиевского режима, задокументированным геноцидальным действиям руководства Азербайджана, совершенным в 2020-2024 годах против армян. И Республика Армения должна приложить все усилия в международных судебных инстанциях – прежде всего в МУС и Международном суде ООН, – дабы привлечь Ильхама Алиева и его соратников к ответственности за этническую чистку Арцаха и одновременно поднять вопрос восстановления прав арцахских армян.
В продолжение темы – наша беседа с доктором политическим наук, военным историком Арменом Айвазяном.
- Был ли подан иск в МУС против Нетаньяху и Галанта, или дело было возбуждено без иска?
- Расследование военных преступлений Израиля МУС начал не на основании прямых жалоб и исков от отдельных государств, а преимущественно на основе своего устава и судебной юрисдикции, а также опираясь на свои предыдущие расследования относительно ситуации с военными преступлениями в Палестине.
- То есть в нашем случае иск не обязателен?
- В любом случае иск от РА обязателен и крайне желателен. Эти решения МУС против Израиля имеют предысторию. Еще в 2012 году Палестинская администрация (ПА), признанная Организацией Объединенных Наций в качестве государства-наблюдателя, официально приняла юрисдикцию МУС в отношении преступлений, совершенных на палестинских территориях. В 2015 году Палестина представила в МУС декларацию, запросив участие суда в расследовании предполагаемых военных преступлений. Эта декларация позволила суду реализовать свою юрисдикцию в отношении ситуации в Палестине, включая действия Израиля в Газе и на Западном берегу.
В 2017 году Офис прокурора Международного уголовного суда (МУС) начал предварительное изучение ситуации в Палестине. Это изучение было направлено на оценку наличия разумных оснований для открытия полноценного расследования возможных военных преступлений и преступлений против человечности.
В 2021 году было открыто уже полноценное расследование предполагаемых военных преступлений, совершенных как израильскими силами, так и палестинскими вооруженными группировками начиная с 2014 года.
- Какова же была реакция Израиля?
- Израиль отверг юрисдикцию МУС и его решение об открытии расследования, утверждая, что Палестина не является суверенным государством и, следовательно, не может передать МУС юрисдикцию над своей территорией. Израиль также заявил, что МУС не должен заниматься делами, связанными с продолжающимся политическим конфликтом, и что в Израиле существует собственная правовая система, способная расследовать любые предполагаемые преступления.
- И что? Подействовали эти «обоснования»?
- Израиль не ратифицировал Римский статут и не является государством-членом МУС. То есть Израиль автоматически не подпадает под юрисдикцию суда. Однако это не означает, что МУС не имеет права расследовать предполагаемые преступления с участием Израиля. Он имеет это право и, как мы видим, прекрасно его уже использовал. Какими бы ни были реальные последствия обвинений и ордеров МУС для Израиля, — это сильнейший удар как по его геноцидному руководству, так и по международному авторитету сионистского государства. В любом случае даже ближайшие союзники Израиля — Великобритания, Канада, Нидерланды, Франция и многие другие страны — заявили, что арестуют Нетаньяху и Галанта, когда они ступят на их территорию.
- Но МУС приказал арестовать и Владимира Путина, но он недавно побывал в являющейся участником МУС Монголии и его там никто не арестовал. Не случится ли то же самое и в данном случае с руководителями Израиля?
- Россия — великая держава, и сравнение с Израилем в данном контексте будет некорректным. Монголия является давнишним традиционным союзником России, соседним государством. Такой шаг не был бы понят и со стороны другого мощного соседа Монголии – Китая, который, как и Россия, также не является участником МУС и не поддержал бы подобный шаг. Вообще международное право имеет относительную силу и применение: оно в целом ряде случаев не действует и как бы «отключается» (в особенности когда дело касается крупных держав), но во многих других ситуациях оно работает, как, например, в нынешних обвинениях, предъявленных Израилю. О причинах такой аморфности можно говорить долго, но это отдельная тема. В свое время я этому вопросу выделял пару лекций. Важно также осознавать, что западные страны не изменят свою нынешнюю политику в отношении Израиля сразу же, но постепенно будут вынуждены это сделать. В нашем случае то же самое, поэтому мы должны думать прежде всего о нашей обороноспособности, но и нельзя отставать от этого международного правового процесса. Палестина начала этот процесс с 2012 года, и только сейчас получила первый ощутимый результат...
- Какие еще нюансы есть для инициирования процесса в МУС против Азербайджана?
- Нюансов много и на них более детально должны ответить специалисты по международному праву. Отмечу лишь ключевое. МУС может расследовать только те дела, которые происходят на территории государств-участников: Палестина была таким государством (хоть и не всеми признанным), а Арцах нет. Но есть ещё одна возможность: МУС имеет право расследовать случаи, жертвами которых стали граждане государств-участников. Все армяне Арцаха были гражданами Республики Армения, следовательно, Армения может обратиться в МУС именно на этом основании. Короче говоря, прецедент создан, и нужно максимально использовать эту возможность. Детали пусть прорабатывают профессиональные юристы-международники.
Подчеркну еще раз: международное право далеко от совершенства, и естественно, что больше всего им пользуются сильные мира сего. Но и мы должны воспользоваться имеющимися возможностями».