Рубен Мелконян: В риторике Эрдогана мы видим два проявления пантюркизма
«Турецкая Республика после своего основания официально заявила, что отказывается от пантюркизма, однако заявления и реальность – совершенно разные вещи», – в своем выступлении на международной конференции на тему «Отношения Армения-Турция: угроза или возможность?» 14 декабря в Ереване заявил декан факультета востоковедения ЕГУ, профессор Рубен Мелконян.
По его словам, ощущение, что в Турции пантюркизм хранился на полке, в любой удобный момент его доставали с полки и предпринимали вытекающие из этого шаги.
«Сегодня в Турции пантюркизм проявляется с несколько иными акцентами, наверное, его можно назвать неопантюркизмом, в рамках которого переплелись исламизм и национализм. Сегодня правящей идеологией в Турции является исламский национализм или националистический исламизм. Правящая в этой стране коалиция также состоит из происламистов – возглавляемой Эрдоганом силы и «Серых волков» – ультраправой политической партии. Элементы, вытекающие из всей этой идеологии, внедряются в политику и общественную жизнь Турции», – отметил Мелконян.
Как он указал, мониторинга риторики лишь турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана достаточно, чтобы увидеть 2 ярчайших примера пантюркизма.
«Во-первых – жест ультраправых "Серых волков", который иногда использует Эрдоган. Во-вторых – излюбленная пантюркистами фраза: "Мы можем внезапно прийти однажды ночью". Это угроза националистов своим мишеням. Такое сообщение получил [убитый в 2007 году в Стамбуле известный журналист армянского происхождения, главный редактор армяно-турецкой газеты "Акос"] Грант Динк.
Формулировка "Мы можем внезапно прийти однажды ночью" используется в отношении территорий, на которые претендует Турция и намеревается провести военную операцию. Так, Эрдоган выступал с речью месяца два назад, и тогда тоже прозвучала эта фраза: "мы можем прийти внезапно однажды ночью" в Алеппо. Что произошло всего неделю назад – мы все видим», – сказал Мелконян.