«Голос Армении»: В центре безбожной бакинской пропаганды теперь Амарас
Газета «Голос Армении» пишет:
«Мы уже писали о клевете азербайджанской пропаганды относительно Дадиванка – одного из древних арцахских монастырей, жемчужины армянского зодчества 13 века. Сейчас бакинские идеологи ополчились на монастырь Амарас, который на 15 веков старше самого нефтяного квазигосударства под заимствованным у соседнего Ирана названием. Естественно, не имея собственных глубоких корней в регионе и соответствующих историко-культурных аргументов для «обоснования» своих инсинуаций, азербайджанская сторона прибегает к излюбленному примитивному приему – «албанизации» древнего армянского храма.
Амарас – один из самых известных монастырских комплексов средневековой Армении и наиболее почитаемых святынь, где в начале V века создатель национального алфавита и просветитель Месроп Маштоц основал первую армянскую школу.
Согласно историку Павстосу Бузанду, монастырский комплекс был основан в IV веке Григорием Просветителем. Сооружение храма связано также с именем внука Григория Просветителя Св. Григориса, который был мученически убит при распространении христианства и похоронен в восточной части церкви.
Монастырь Амарас расположен рядом с селом Мачкалашен Мартунинского района оккупированной ныне Республики Арцах, на ровной местности площадью около полугектара и представляет собой прямоугольную постройку с высокими крепостными стенами, укрепленными круглыми башнями в четырех углах. К стенам по всему периметру пристроены жилые и административные здания. В раннем средневековье Амарас входил в провинцию Мюс Хабанд области Арцах Великой Армении, а в позднем средневековье – в Кочиз-Варанду.
В том же IV веке персы разрушили монастырь, но в конце V века царь Вачаган Благочестивый восстановил его и воздвиг часовню на могиле епископа Григориса в Амарасе. Согласно историку Мовсесу Каланкатуаци, в конце V века Вачаган Благочестивый нашел уже забытое место могилы Григориса, собрал его мощи и «велел над могилой святого заложить основу часовни, быстро завершить постройку и назвать ее по имени святого Григориса».
С V века Амарас был одним из крупнейших религиозных центров региона и резиденцией епископа. Здесь велась большая культурная, образовательная, просветительская и экономическая деятельность. Монастырь имел надежную ограду и в случае опасности использовался как крепость для защиты населения.
В 640 году во время арабского нашествия на Арцах монастырь был разорен, однако князь Дизака Есаи в IX веке восстановил его. Монастырю нанесли большие разрушения турки-сельджуки и монголо-татары.
В XIII веке Амарас был разграблен монголо-татарами. По утверждению историков, в 1293 году татарский хан Батый унес с собой отсюда посох Святого Григориса и отлитый из золота крест, каждый из 36 драгоценных камней которого изображал букву армянского алфавита.
В 1387 году в Амарас вторглись войска Тамерлана. Согласно преданию, предводитель диких орд приказал своему войску выстроиться в ряд от Амараса до реки Аракс и, разрушая монастырь, передавать из рук в руки камни кладки и бросать в воды Аракса. После ухода Тамерлана жители Арцаха таким же способом возвратили камни и восстановили храм. В древнем духовном центре вновь начало звучать армянское слово и совершаться Божественная литургия.
Несмотря на критически сложные периоды, нашествия чужеземцев, разбой и разрушения, Амарас, подобно другим знаковым арцахским монастырям Дадиванк и Гандзасар, на протяжении столетий обеспечивал духовную жизнь армян региона, продолжая оставаться религиозным и культурным центром, в нем не переставала функционировать школа, давая образование многим поколениям. В XV – XVI веках здесь был написан ряд рукописей и сделаны копии. Многие из манускриптов дошли до наших дней.
В 1664 году на средства монастыря возле села Гергер была построена летняя резиденция-церковь епископства, которая носила имя Св. Григориса.
Нашествия турок и персов в XVII веке нанесли новый вред Амарасу, но князь Варанды Шахназар восстановил Амарас. В конце XIX века монастырь имел поместья: плодородные земли, сад, мельницу.
Примерно 15 столетий в Амарасе звучала армянская молитва, пока с приходом советской власти Амарас, как и другие храмы Нагорного Карабаха, не был закрыт, покинут и заброшен. Более того, Нагорный Карабах стал единственным регионом бывшего Союза, где вера была абсолютно запрещена, где не было ни одного действующего храма. И это при том, что до большевистской революции, по данным на 1913 год, епархия Карабаха имела 222 функционирующих церкви и монастыря, 188 священнослужителей и 206 тысяч прихожан, живущих в 224 армянских населенных пунктах.
После насильственного присоединения большевиками Нагорного Карабаха к Азербайджанской ССР армянское христианство края попало под двойной гнет – как со стороны большевиков-атеистов, так и бакинских националистов. Епархия Карабаха была ликвидирована в 1930 году. Многие армянские священники были сосланы в Сибирь, а некоторые – убиты прямо в церквях и монастырях, нередко во время церковной службы.
По словам бывшего настоятеля степанакертской соборной церкви Покрова Пресвятой Богоматери отца Нерсеса Асряна, с момента своего создания Азербайджан поставил перед собой задачу захватить все армянское. Закрыв Арцахскую епархию, утверждает священник, азербайджанские власти начали уничтожать, присваивать и искажать армянское духовное и культурное наследие, в частности, посредством политики «албанизации» духовных памятников Арцаха
Развернувшееся в 1988 году Карабахское освободительное движение всколыхнуло арцахцев, времена воинствующего атеизма остались позади, люди устремились к свободе – не только политической, но и духовной. Они потянулись к, казалось, безнадежно забытым, вытравлявшимся из сознания на протяжении нескольких десятков лет советской власти духовным ценностям, стали возвращаться к вере, к Богу.
В 1989 году под давлением Еревана, Степанакерта и армянской диаспоры Кремль дал добро на возвращение Армянской Апостольской Церкви монастыря Гандзасар, считающегося одним из пяти величайших армянских храмов, а также Амарасского монастыря. В годы народной освободительной борьбы церковь поистине была вдохновителем населения края, ввергнутого в пучину войны. Бойцы самообороны приходили креститься перед боем и получить благословение священника с тем, чтобы если уж суждено будет погибнуть, то умереть истинным христианином. В 1992 году, в самый разгар развязанной Азербайджаном широкомасштабной войны, Амарас не прекращал свою деятельность.
Само село Мачкалашен подвергалось нападениям с разных сторон, бомбежкам и артобстрелам. В боях и под развалинами погибли десятки людей, но деревня вместе с монастырем выстояла. Окопы защитников были сооружены прямо перед монастырем, и бойцы стояли насмерть, ибо все понимали, что «Амарас – это ворота в Арцах». Вражеские танки и БМП оказались бессильны перед железной волей и непоколебимой верой мачкалашенцев и подоспевших им на помощь бойцов из соседних сел.
Возродившийся за годы независимости Арцаха Амарас ежегодно посещали тысячи людей, в том числе зарубежные туристы и паломники из разных стран. После работ по реконструкции в связи с 1700-летием принятия Арменией христианства исторический храм предстал во всем своем великолепии.
Однако враг не оставлял своих планов покорить свободолюбивый край. Защитникам Арцаха удалось отстоять село Мачкалашен и монастырь Амарас и в ходе азербайджано-турецкой 44-дневной агрессии, хотя даже после заключения перемирия и ввода в край миротворцев село постоянно обстреливалось с азербайджанской стороны. Страдали мирные люди, труженики полей.
После этнической чистки 2023 года Амарас вместе Гандзасаром, как и ранее (в 2020 году) Дадиванк и Казанчецоц, оказались под оккупацией Азербайджана и в эпицентре нарастающих день ото дня политико-пропагандистских спекуляций со стороны бакинского режима. Азербайджанские лжеученые бесстыдно, я бы сказал, безбожно заявляют буквально следующее: «Азербайджан был домом для общин с различными культурами и религиями, мало кто знает, что он был колыбелью Албанской апостольской церкви восточного обряда, созданной в центре большого королевства, известного как Кавказская Албания, которая сейчас считается исчезнувшей, хотя церковь и община все еще существуют».
Однако здоровый человеческий разум отказывается принимать подобную чушь, ибо всего лишь столетнее «государство», об искусственности которого вопиют даже камни (потому и стремятся власти квазигосударства стереть во временно оккупированном Арцахе древний след, не оставить армянского камня на камне) не может быть колыбелью того, что существовало за многие века до его появления. Также абсурдно называть духовно-культурный центр армян Арцаха и Утика – монастырь Амарас – «албанским» культурным памятником, особенно учитывая то обстоятельство, что он находился за пределами исконной Кавказской Албании. Да и сама Церковь Кавказской Албании, напомним, была создана в V веке как автокефальная, а в 705 году вошла в состав Армянской Апостольской церкви. Следовательно, заявления о том, что Армянская церковь хотела присвоить албанские храмы, бессмысленны.
Иностранные наблюдатели называют попытки «албанизации» армянских храмов со стороны Баку «культурным фашизмом» или «культурным геноцидом». Но хотя в академических кругах попытки азербайджанской стороны выдать армянские памятники за албанские не воспринимаются всерьез, тем не менее, систематические безбожные бакинские фальсификации действуют на умы непосвященных людей и создают ложное общественное мнение, которое власти Азербайджана используют в своих общих геноцидных планах.
Тем временем судьба более 2000 армянских памятников, уникальных древних монастырских комплексов, церквей, исторических крепостей, на территориях, оказавшихся под временным контролем Азербайджана, находится под смертельной угрозой. В случае дальнейшего бездействия «цивилизованного мира» все они обречены стать жертвами вандалов XXI века – бакинских «культурных фашистов»».
Смежные статьи
- «Голос Армении»: Новая бакинская клевета о Дадиванке
- Вардан Восканян: Быть может, фотография четы Алиевых в Дадиванке станет отрезвляющей
- Очередное азербайджанское святотатство в Дадиванке