
Правительство Армении одобрило законодательную инициативу о начале процесса вступления в ЕС
Правительство Армении на заседании 9 января представило предложения и положительную позицию по проекту закона Республики Армения «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский союз».
Представляя проект решения кабмина, министр иностранных дел Арарат Мирзоян указал, что проект закона был вынесен на обсуждение в Национальное Собрание в качестве гражданской инициативы.
«Сейчас правительство должно в установленном порядке выразить свою позицию. Мы предлагаем высказать положительную позицию, исходя из ряда обстоятельств», – сказал он и перечислил:
«Во-первых, в последние годы Армения и ЕС имели довольно интенсивные и динамичные отношения. Эти отношения имели очень богатое содержание и также охватывали различные сферы. ЕС по разным поводам выражал решительную политическую поддержку армянской демократии. ЕС выразил свою готовность и, по сути, участвовал в обеспечении безопасности вокруг Армении, я имею в виду развертывание гражданской наблюдательной миссии. ЕС также выразил готовность поддержать укрепление экономической устойчивости Армении. Мы знаем, что ЕС и его государства-члены, несомненно, имеют очень богатые демократические традиции, сильные демократические институты, свободную конкурентную среду, современную экономику и передовую, развитую науку».
Мирзоян напомнил также, что Никол Пашинян ранее в своем выступлении в Европейском парламенте заявил, что Армения готова быть настолько близкой к ЕС, насколько ЕС посчитает это возможным.
«Мы также увидели признаки того, что это возможно, я имею в виду как начало диалога о либерализации визового режима, так и ряд других инструментов, которые уже реализованы или обсуждаются Арменией и ЕС. Например, новая повестка партнерства и т.д. И исходя из этих обстоятельств, мы предлагаем высказать положительную позицию», – сказал министр.
В свою очередь Никол Пашинян отметил: «Осенью 2023 года я выступил с речью в Европейском парламенте, основным посылом которой было то, что Республика Армения готова быть настолько близкой к Европейскому союзу, насколько Европейский союз посчитает это возможным».
Он указал, что реакция на это выступление в Республике Армения была беспрецедентной. После этого выступления 5 апреля 2024 года по инициативе ЕС состоялась трехсторонняя встреча Армения-США-Европейский союз.
По его словам, это была встреча, проведенная в беспрецедентном формате, и на фоне этих реакций была сформирована гражданская инициатива и в установленном Конституцией Армении порядке, путем сбора 50 000 подписей, была представлена законодательная инициатива.
Никол Пашинян добавил, что позиция правительства де-юре заключается в том, что оно не возражает против принятия этого закона.
«Что это значит? Это не означает членства Армении в ЕС в прямом смысле этого слова, потому что достижение этого пункта или принятие решения по этому пункту не может быть на уровне закона или даже решения правительства. Решение по этому вопросу может быть принято только и только путем референдума. Другого варианта нет», – сказал он.
По словам Никола Пашиняна, в случае принятия данного закона необходимо иметь определенное представление относительно действий до момента проведения потенциального референдума.
«В чем заключается это представление? Оно заключается в том, что после принятия этого закона мы должны обсудить с Европейским союзом дорожную карту, которую они представляют себе и которую мы представляем себе, и вместе разработать дорожную карту», – пояснил он.
Резюмируя, Никол Пашинян отметил: «Этим мы подчеркиваем доступность для Республики Армения инструментов реализации своих суверенных прав, также подчеркиваем проведение нами независимой внешней политики, исходя из наших государственных интересов – государственных интересов Республики Армения. И этот подход находится в контексте политики балансирования и сбалансированной внешней политики, по крайней мере, до того момента, когда возникнет необходимость принятия решения путем референдума. И в этом контексте у нас будет совершенно иная ситуация, и наши представления о внешней и внутренней политике должны быть в определенной степени приведены в соответствии с представлениями того момента».