«Голос Армении»: «Первооткрыватель», или «сбалансированная» внешняя политика с нулевым эффектом
Газета «Голос Армении» пишет:
«Пашинян активно создает впечатление, что он, подобно открывшему Америку Колумбу, открывает для Армении Европу, США и в целом западный мир. Вот правительство на первом же в наступившем году заседании приняло законопроект о начале процесса вступления в Евросоюз, а еще через несколько дней между Арменией и США подписана хартия о стратегическом партнерстве. Ну, не молодец ли наш премьер?..
Да он и сам не преминул себя похвалить за «сбалансированную и балансирующую внешнюю политику», что тут же подхватил в аспекте безопасности границ Армении министр обороны Сурен Папикян. Но так ли это?
На наш взгляд, действительно «сбалансированной и балансирующей» была внешняя политика прежних властей. На деле именно они, так сказать, открыли для Армении западный вектор, но делали это, не раздражая своего большого северного соседа и не в пику ему, как нынешние власти.
Да, Армения состояла в рядах стран ОДКБ, но вместе с тем активно участвовала в программе НАТО «Партнерство во имя мира» и различных миротворческих миссиях, всемерно развивая отношения с США.
Будучи членом ЕАЭС, Армения в ноябре 2017 года подписала с Евросоюзом «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве» («CEПA»), что позволило развивать отношения и в этом направлении. До того наша страна участвовала в европейской программе «Восточное партнерство». Все соглашения с Западом заключались при условии, что они не входят в противоречие с договорами, заключенными с Россией, ОДКБ и ЕАЭС.
Если заглянуть еще дальше, то можно вспомнить заключенное между Арменией, с одной стороны, и Евросообществом и его государствами-членами – с другой, соглашение «О партнерстве и сотрудничестве», которое вошло в силу еще 1-го июля 1999 года. В соответствии с этим соглашением был образован Комитет сотрудничества РА-ЕС, сопредседателем которого с армянской стороны был министр торговли и экономического развития Карен Чшмаритян, а со стороны Евросоюза – директор общего управления внешних отношений Хюге Мингарелли.
Словом, осознавая культурологическую связь с Европой, власти Армении задолго до Пашиняна сохраняли политическую волю и направленность на интегрирование в евроструктуры, сближение с европейскими нормами, стандартами и канонами. В свою очередь, Евросоюз помогал нам улучшить бизнес-среду, сделать европейский рынок более доступным для армянских товаров и услуг, уменьшить пропасть между богатыми и бедными и т.д. и т.п.
Только за первые 10 лет сотрудничества, начиная с 1992 года, Евросоюз оказал Армении техническую и иную помощь на общую сумму в 320 млн евро, поэтому сегодняшние обещания Евросоюза о выделении нашей стране 270 млн евро на ближайшие 4 года не выглядят слишком уж щедрыми и тем более уникальными.
Снова подчеркнем, что по-настоящему грамотной и сбалансированной внешняя политика Армении была как раз до прихода Пашиняна к власти. Армения умело поддерживала баланс сил как в регионе, так и в мире. Но после «бархатной революции» 2018 года правительство Пашиняна своими грубыми, спорадическими и неадекватными словами и действиями полностью разбалансировало внешнюю политику Армении, причем до такой степени, что наши партнеры не знают, чего ожидать от Пашиняна в каждый следующий момент.
Практически утратив союзников в Евразии, Армения не обрела их полноценно и на Западе. Как уже было отмечено выше, всяких деклараций и соглашений о намерениях хватало и раньше, но факт в том, что сегодня из-за бездарной и, скажем так, бесшабашной пашиняновской дипломатии наша страна в случае военного конфликта не может положиться в плане безопасности ни на одну страну, будь то на западе, на севере и где-либо еще».