
Адвокат: «Режим стремится лишить Эдгара Казаряна права на публичное слово»
Газета «Голос Армении» пишет:
«Главных событием последних дней стала гнусность (иначе не назовешь) в отношении общественно-политического деятеля Эдгара Казаряна. Последний, несмотря на сложные погодные условия, в нерабочее время, вечером 21 февраля был вызван по телефону в Следственный комитет, куда явился в сопровождении адвоката Рубена Меликяна.
Эдгар Казарян известен своей жесткой критикой действующих властей, а также их верных исполнителей в судебно-правовой системе, которую он успешно осуществляет на разных публичных площадках. Желая заставить его замолчать, власти прибегли к проверенному методу: подключили следственные органы, срочно возбудив уголовное дело. Казаряну в тот же день предъявили обвинение по части 2 статьи 490 УК РА (дискредитация судей за их деятельность), за озвученную им критику судей Конституционного суда. Статья предполагает до 5 лет лишения свободы. Так, в одном из своих выступлений Казарян заявлял, что судья Конституционного суда Ваге Григорян занимает свой пост незаконно. Последний, как известно, победил в конкурсе на место судьи от Армении в Евросуде и благополучно отбыл в Страсбург.
Примечательно, что следственный орган запретил защите распространяться насчет подробностей обвинения. Рубен Меликян сообщил в прямом эфире, что им запретили представить известные аргументы по уголовному делу. "Это свидетельствует о предъявлении Эдгару Казаряну обвинения за свободу слова. Вынуждены бороться с этим. Цель уголовного преследования – заставить Эдгара Казаряна замолчать. Режим стремится лишить Эдгара Казаряна права на публичное слово", – сказал он адвокат. Меликян также сообщил, что у его подзащитного попытались конфисковать телефон, в чем не было абсолютно никакой необходимости. Адвокат отметил фактор нелепости обвинения, а также сообщил, что следствие немедленно обратилось в суд с ходатайством о выборе мере пресечения в отношении оппозиционера.
Судебное заседание состоялось на следующий день в ереванском суде общей юрисдикции (резиденция Аван) под председательством Гарика Абеляна, судебный стаж которого насчитывает немногие месяцы. Защиту Казаряна взяла на себя "Инициатива пяти правозащитников" в полном составе: Арсен Бабаян, Вараздат Арутюнян, Сергей Арутюнян, Ваан Ованнисян и Рубен Меликян. Последние распространили заявление, в котором говорится: "Уголовное преследование в отношении оппозиционного деятеля Эдгара Казаряна представляет собой попытку внедрения нового противоправного инструментария для подавления критики, которая не запрещена традиционными демократическими стандартами. В случае "успеха" этот инструментарий в дальнейшем на практике может быть применен против любого человека с оппозиционными взглядами. Посему "Инициатива пяти правозащитников" считает крайне важным пресечь эту попытку путем общественного информирования, правовой аргументации и с использованием других не запрещенных законом методов".
Прикрываясь "тайной предварительного следствия" судья Абелян, несмотря на очевидный общественный интерес к данному процессу, провел заседание в закрытом режиме. Отметим, что во дворе суда собрались политические, общественные, культурные деятели, выражая свою поддержку Эдгару Казаряну. Решение по делу было оглашено 23 февраля в 10:00: суд частично удовлетворил ходатайство следователя и применил административный контроль в отношении Казаряна, ему запрещено публично критиковать следователей, прокуроров и судей. То есть, выступать с публичными оценкой и критикой, анализирующей деятельность представителей правоохранительной системы и членов их семей.
Рубен Меликян в беседе с журналистами отметил, что это еще одно доказательство того, что в Армении попирается свобода слова, тем более что в решении не указан срок вводимых ограничений. Защита пообещала обжаловать вердикт в Апелляционном суде.
Заставить убежденного, непримиримого противника действующей власти Эдгара Казаряна замолчать - задача сложная. Ни в коем случае не нарушая условий избранной в его отношении меры пресечения, он, тем не менее, уже посоветовал в соцсетях высокопоставленным представителям власти, не поленившись назвать их поименно, оставить свои государственные посты и подать заявку на принятие на работу в качестве судей, прокуроров, следователей, адвокатов, экспертов и т.д. Тогда им точно не придется слышать его критику в свой адрес. "Решение суда ограничить мое слово открывает двери новым творческим возможностям его представления",- написал он».