Дестабилизация ситуации в Персидском заливе пока не в интересах США. Комментирует специалист по Ирану А. Исраелян
На днях вице-президент США Джозеф Байден в своей речи, озвученной в рамках конференции по безопасности в Мюнхене, выступил с предложением вести диалог с Ираном вокруг ядерной проблемы. Относительно вероятности начала прямого диалога между Ираном и США, ядерной проблемы и возможного военного нападения на Иран корреспондент Panorama.am провел беседу с востоковедом, специалистом по Ирану Арменом Исраеляном.
–Каковы мотивы начала прямых переговоров между Соединенными Штатами и Ираном?
- Складывается впечатление, что после переизбрания Барака Обамы на посту президента страны, а также назначения нового госсекретаря Вашингтон пытается внести определенные нюансовые изменения в политику в отношении Ирана. Проявляя активность вокруг иранской ядерной проблемы, Вашингтон прежде всего пытается ослабить роль Евросоюза в этом вопросе. Как известно, основным инициатором в переговорах между Ираном и группой «5+1» (5 постоянных членов Совбеза ООН и Германия) является верховный представитель Европейского союза по иностранным делам Кэтрин Эштон. На мой взгляд, второй причиной является то, что в преддверии президентских выборов в Иране США пытаются ослабить антиамериканские настроения в обществе Ирана.
–Существует ли вероятность проведения прямых переговоров?
–Думаю, в преддверии президентских выборов руководство Ирана вряд ли согласится вести прямые переговоры с США, поскольку антиамериканские и антиизраильские заявления служат для властей Ирана фактором, способным сплотить общество, Несмотря на то, что министерство иностранных дел ИРИ приветствовало предложение Вашингтона, тем не менее, духовных лидер Ирана Али Хаменеи на встрече с командным составом ВС страны заявил, что до тех пор, пока США не отказались от политики давления Иран не согласится вести переговоры. (Следует отметить, что согласно конституции Ирана, разработка основных направлений внешней политики Ирана находится в рамках полномочий духовного лидера страны).
Добавлю, что раньше подобный прецедент был: в вопросах, касающихся безопасности как Ирака, так и Афганистана, между Ираном и США велись переговоры.
-Существует ли вероятность военного нападения на Иран, учитывая зыбкую ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке?
-На мой взгляд, после принятия решения о выводе военного контингента из Ирака и Афганистана –стран, являющихся непосредственными соседями Ирана, США вряд ли предпримут военные действия. Кроме того, в условиях «неэффективности» революций, произошедших в Египте и Ливии, а также неопределенной ситуации, сложившейся в Сирии, наличие «нестабильного Ирана» не в интересах Соединенных Штатов.
Поскольку, как отмечают эксперты американских аналитических центров, спустя пять лет США уже будут самообеспечены в нефтяной и газовой отраслях, следовательно, необходимости импорта нефти из Ближнего Востока не будет. Естественно, будет заметно ослабление роли главного регионального союзника США – Саудовской Аравии. Следовательно, изменится также политика Вашингтона к ближневосточному региону. До этого же Вашингтону не выгодна дестабилизация ситуации в Персидском заливе, поскольку, как неоднократно заявлял Тегеран, в случае военного нападения Иран закроет Ормузский залив, через который проходит 30% мировых поставок нефти.