Турция и Азербайджан с завистью следят за усилением роли Ирана на фоне новых отношений с США. Интервью с А. Исраеляном
Отношения Ирана с Азербайджаном и другими странами в 2013г. проанализировал в интервью Panorama.am востоковед Армен Исраелян.
– Каковы причины ухудшения за последние годы ирано-азербайджанских отношений?
– Если оценивать связи Ирана с Азербайджаном за последние 3 года, то нужно констатировать, что из года в год имеющаяся в двусторонних отношениях ситуация с атмосферой недоверия усугубилась, появились новые проблемы. Если власти Азербайджана в период с 2010 по 2011гг. осуществляли антииранскую политику через СМИ либо путем косвенной поддержки отдельных группировок, то за 2012-2013гг. это делалось явным образом, более того, с участием высокопоставленных чиновников. Основными причинами возникновения напряженности в отношениях между двумя этими странами являются:
1. спекуляции Азербайджана вокруг проблем тюркоязычного населения Ирана;
2. территориальные претензии Азербайджана в отношении северных провинций Ирана;
3. безосновательные аресты граждан Ирана в Азербайджане;
4. процессы присвоения Азербайджаном культурного наследия Ирана;
5. ограничения, введенные Баку в отношении действующих в Азербайджане иранских представительств;
6. военно-стратегическое сотрудничество Азербайджана с Израилем;
7. вооруженные столкновения на границе;
8. вопрос правового статуса Каспийского моря, экологические проблемы.
– Как изменились отношения Ирана с Азербайджаном, достигшие критической отметки в плане напряженности в годы президентства в ИРИ Махмуда Ахмадинежада, с приходом нового президента Исламской Республики Хасана Роухани?
– Новоизбранный президент ИРИ Х. Роухани еще в ходе предвыборной кампании заявил, что Азербайджан стал представлять угрозу для безопасности Ирана. В июне этого года Центром исследований Меджлиса ИРИ был обнародован доклад об ирано-азербайджанских отношениях, согласно которому, за последние годы в Азербайджане начала утверждаться паназербайджанская идеология, в основе которой лежит идея о национальности тюрок-азербайджанцев, представляемая в качестве единицы азербайджанской национальной идентичности. С целью достижения национального единения утверждена идея создания Великого Азербайджана, в состав которого будут включены территории Ирана с тюркоязычным населением.
Отметим также, что в течение всего периода после прихода к власти президента Х. Роухани, несмотря на старания иранской стороны, направленные на сглаживание противоречий с Азербайджаном, официальный Баку не только не прекратил осуществляемую на протяжении лет антииранскую политику, но и предпринял такие действия, которые еще более усугубили напряженную ситуацию.
– Какое влияние на ирано-азербайджанские отношения оказывают Турция и Израиль?
– Главными спонсорами антииранской политики Азербайджана являются Турция и Израиль. За эти годы эти страны, исходя из своих политических интересов, всячески пытались ослабить влияние Ирана в Азербайджане.
В этом контексте власти Азербайджана с 2011 года выдворили из страны восьмерых сотрудников представительства Ирана в Баку, в том числе и сотрудников представительства духовного лидера ИРИ, телерадиокомпании Ирана и Центра культуры Ирана.
Что касается так называемых этнических проблем Ирана, то в последние несколько лет Турция и Азербайджан через антииранские сепаратистские группировки, СМИ и другие каналы открыто вели сепаратистскую политику в отношении Ирана, используя любой повод, спекулировали на проблемах тюркоязычных иранцев, предъявляя территориальные претензии в отношении иранских провинций Восточный Атрпатакан и Западный Атрпатакан и называя эти территории «Южный Азербайджан».
Не секрет, что одна из перспективных целей Турции – установить связь с Азербайджаном через заселенные тюркоязычными иранцами провинции. Как показали события, этой цели служит и деятельность турецко-азербайджанского альянса за последние несколько лет.
Соглашение, подписанное Ираном и «шестеркой» и положительные развития событий в отношениях Ирана и США способствуют повышению роли Ирана в регионе. Естественно, Турция и Азербайджан должны с завистью относиться к этому обстоятельству. Ясно, что в этих условиях роль Анкары в регионе ослабнет, а Азербайджан потеряет былую значимость для Израиля.
– Известно, что между Ираном и Азербайджаном имеются серьезные разногласия и в сфере культуры. Каковы били развития в 2013 году?
– В 2013 году Азербайджан объявил Ирану «культурную войну»: после многолетних усилий выдать иранского поэта Низами Гянджеви за своего, а также включить иранский музыкальный инструмент тар в список культурного наследия ЮНЕСКО Азербайджану в этом году Баку удалось «присвоить» также древнюю иранскую спортивную игру човган (polo).
Иранская сторона стала бить тревогу по этому поводу тогда, когда до ежегодной конференции ЮНЕСКО остался лишь месяц. До этого Иран, видя, что невозможно приостановить процесс включения игры в список, предложил ЮНЕСКО зарегистрировать игру как общее культурное наследие, однако предложению Тегерана не был дан ход.
Если предыдущие власти Ирана не обращали внимания на действия Азербайджана по присвоению иранской культуры, то в случае с новыми властями дела обстоят иначе: новое руководство ведет последовательную борьбу в этом вопросе. В связи с этим министр культуры и исламской ориентации Ирана Али Джаннати недавно выступил с примечательным заявлением, отметив, что «недальновидные лица, не жалеющие усилий для уничтожения культурных ценностей Ирана, языка и литературы, не добьются своей цели».
– В последние годы на ирано-азербайджанской границе участились вооруженные инциденты. Какая ситуация складывалась в уходящем году?
–В течение последних 3 лет на ирано-азербайджанской границе было зарегистрировано порядка 10 вооруженных инцидентов. Как известно, Азербайджан расположен на пути транспортировки наркотиков из Афганистана в Европу. Власти Азербайджана, принимая непосредственное участие в торговле наркотиками, придают большую гласность любому инциденту на ирано-азербайджанской границе, демонстрируя таким образом, будто они ведут жесткую борьбу с контрабандистами.
Однако, как настаивают командующий пограничной службой полиции Ирана и посол ИРИ в Азербайджане, Баку в вопросе борьбы с незаконным оборотом наркотиков не сотрудничает с Тегераном. По словам иранского посла, сегодня в Азербайджане сформированы банды, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, и импорт наркотиков на Кавказ в основном управляется действующими в Азербайджане бандами.
– Повлияли ли напряженные отношения на экономические связи двух стран?
– Как я уже отметил, власти Азербайджана делают все возможное для того, чтобы как можно больше ограничить присутствие Ирана. В течение уходящего года Азербайджан под предлогом инцидента в Нахичеване в одностороннем порядке закрыл границу с Ираном, на что последовала жесткая реакция Тегерана: два дня спустя ИРИ также закрыла КПП в Билясуваре и Джульфе. Хотя и Иран в одностороннем порядке ввел безвизовый режим для граждан Азербайджана, Баку отказывается сделать то же самое для граждан ИРИ. Согласно меморандуму, подписанному между двумя странами порядка 12 лет назад, граждане Ирана и Азербайджана, проживающие в приграничных населенных пунктах, могли перемещаться по территории в радиусе 45 км от места проживания без виз. Однако Азербайджан в минувшем году аннулировал это решение. Уже в течение длительного времени Иран предлагает открыть в приграничной с Азербайджаном зоне небольшие рынки, однако официальный Баку пока согласия не дает.
Из-за вышеперечисленных причин объем торгового оборота между Ираном и Азербайджаном в течение последних лет сократился, с $539 млн. достигнув $263 млн..
Кроме того, стратегические партнеры Азербайджана – Турция и Израиль – через Баку всячески будут пытаться препятствовать процессу становления ИРИ региональной сверхдержавой. Посему, анализируя развитие ирано-азербайджанских отношений за последние годы, можно однозначно констатировать, что в обозримом будущем вряд ли произойдет нормализация двусторонних отношений.