«The Hill»: Алиев отвлекает внимание общественности Азербайджана от внутренних проблем напряженностью на границе
Унаследовав в 2003 году бразды правления от своего скончавшегося отца Гейдара Алиева, азербайджанский диктатор Ильхам Алиев, пытается позиционировать Азербайджан как надежного поставщика энергоносителей и партнера в борьбе с терроризмом для Запада. Вместе с тем Алиев быстрыми темпами милитаризирует страну и консолидирует общество вокруг армянофобии. Об этом говорится в аналитическом на сайте издания «The Hill».
Запад закрывает глаза на антидемократический и шовинистический характер азербайджанской власти по двум причинам: география и энергоресурсы. Азербайджан имеет общие границы с государствами, с которыми США традиционно находится в напряженных и даже вражеских отношениях – Россией и Ираном.
Авторы указывают на то, что долгие годы крутятся слухи о том, что Азербайджан открыл доступ к своей территории для американской разведки для операций против Ирана и России. Более того, Азербайджан стал альтернативным транзитным маршрутом для перевозки провизии для сил коалиции в Афганистане. Подобные слухи вызывают доверие на фоне истории с тренировочными лагерями Аль-Каеды на территории Азербайджана перед 9/11, а также участия афганских и чеченских террористов против Республики Арцах в ходе карабахской войны. Те самые террористы, которым режим старшего Алиева помогал, сейчас среди радикалов, против которых борется коалиция под руководством США с 2001 года.
«Сидя на скромных запасах природного газа и нефти, в 1990-ые Азербайджан поднял ажиотаж вокруг предполагаемых больших запасов углеводородов в бассейне Каспийского моря. Однако разведка показала, что количество запасов было преувеличено. При поддержке Запада, консорциум под руководством ВР построил нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и сдал его в эксплуатацию в 2006 году. В 2010-2011 годах Азербайджан достиг пика добычи нефти; этот факт, публично расстроил Алиева-младшего», – пишут авторы.
Также отмечается, что со спадом нефтяной промышленности, завершением миссии ISAF в Афганистане в 2014, а также легким сближением с Ираном обесценилось геополитическое значение Азербайджана.
В статье также отмечается, что 2014 год стал худшим в период правления Алиева, с точки зрения антидемократических репрессий гражданского общества и правозащитников, кульминацией которых стало закрытие Бакинского бюро «Радио Свобода» и арест журналиста-исследователя Хадиджи Исмайловой. Наряду с почти 100 политзаключенными и еще тысячей людей, со страхом ждущих такой судьбы за выражение оппозиционных взглядов, этнические меньшинства в Азербайджане, в частности лезгины, аварцы и талыши также подвергаются преследованиям. НКР помогает транслировать культурный и лингвистический талышский радиоканал из Шуши, и является образцом права самоопределения для нацменьшинств.
Призывы Запада обеспечить большую прозрачность и верховенство закона в Азербайджане углубляют паранойю режима, якобы ЦРУ готовит там «арабскую весну». А для того, чтобы отвлечь обычных граждан от плохого управления и сплотить их вокруг флага ложного национализма, Азербайджан обостряет напряженность на линии соприкосновения с Республикой Арцах. Напоминается о сбитом в ноябре 2014 года вертолете ВС НКР.
Авторы указывают на то, что Запад должен использовать свое влияние и рычаги на алиевский режим для установление мира, освобождения политзаключённых и проведения свободных и справедливых выборов.
Материалы по теме:
The New York Times: Власти Азербайджана шантажируют США сближением с Москвой
Азербайджанские СМИ: ЕС и Госдепартамент США уже готовятся ввести санкции в отношении чиновников из Азербайджана