Снятие санкций с Ирана неблагоприятно скажется на Турции и Азербайджане
«В геополитическом плане успех лозаннских договоренностей может сопровождаться дальнейшим сближением Ирана с Западом и возрастанием его геополитической роли в регионе. Более того, усиление геополитической роли Ирана может обусловить заметное ослабление геоэкономической значимости Азербайджана». Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте азербайджанского информационного портала «Хаккин.аз».
«В условиях глобального противостояния Россия – Запад, именно Азербайджан рассматривался в качестве альтернативного транзита энергоресурсов, в частности туркменского газа в Европу. Но это лишь в формате реализации проекта ТАР. Ведь мировые игроки с подачи Азербайджана еще в прошлом году поспешили отказаться от фантастической затеи строительства Набукко. Все поняли, что трубу будет заполнять нечем», – говорится в публикации.
Но теперь, как отмечается в материале, на сцену выходит Иран – и с неисчерпаемыми запасами нефти и газа, и в качестве главной транзитной страны. Ведь Иран располагает 10% доказанных мировых запасов нефти и находится на втором месте после России по запасам природного газа (15%).
А официальные представители Ирана и сами не скрывают, что жаждут, как и в былые времена выйти на европейский рынок нефти и газа. Давайте вспомним, что еще в августе заместитель министра нефти Ирана Али Маджеди во время своего европейского турне предложил возродить проект газопровода «Набукко» и сказал, что его страна готова поставлять по нему газ в Европу, говорится в публикации.
«Ведь согласно проекту «Набукко» по этому газопроводу будет проходить около 31 миллиарда кубометров газа. Повторимся, одним азербайджанским газом трубу не заполнишь. Главная проблема в том, что потенциал азербайджанского месторождения «Шах Дениз-2» оценивается не более чем в восемь миллиардов кубометров в год, поэтому даже если азербайджанский газ в итоге и будет поставляться по «Набукко», то всё равно будет дефицит в 23 миллиарда кубометров газа в год», – отмечают авторы статьи.
Также отмечается, что Запад вполне реально отнесся к вероятности подключения иранского газа к Набукко. «Еще несколько месяцев назад тот же Али Маджеди сообщил сенсационную новость – «две приглашенные европейские делегации» обсудили потенциальные маршруты поставок иранского газа в Европу»,– написано в статье.
По его словам, страна, которая оказалась ближе всего к подписанию соглашения по «Набукко» – Азербайджан, – не имеет достаточных запасов газа, чтобы заполнить газопровод», намекнув на возможное участие Ирана в этом проекте».
«Если после подписания окончательного соглашения между Ираном и Западом Вашингтон снимет энергетические санкции с Ирана, то в регионе возникнет совершенно новая геополитическая и вместе с ней геоэкономическая конфигурация. Ирану будет достаточно подключиться к Набукко, чтобы полностью обеспечить Европу газом. После снятия санкций экономическая мощь, а вместе с ней и политическое влияние Ирана будет возрастать из года в год», – отмечают авторы статьи.
В свою очередь востоковед Аида Гамбар в своем интервью азербайджанскому информационному порталу «Минвал.аз», отметила, что Иран активнейшим образом работает в регионе Ближнего Востока, основная цель – стать ведущей страной региона. «Иран пытается осуществить свою идеологическую программу по созданию шиитского союза, очень крупного, значительного, имеющего возможность оказывать воздействие на все процессы, происходящие в регионе», – сказала она.
Востоковед также отметила, что связи с кризисом в Сирии, который очень сильно повлиял на систему международных отношений, центр тяжести переходит в сторону Ирана, который пользуется поддержкой внешних крупных сил.
«Существует много проблем, которые внешние силы США, ведущие страны Евросоюза должны урегулировать с Ираном. Очень много проблем они уже смогли решить, урегулировать и неизвестно если получится достичь подписания рамочного соглашения каков будет усилившейся статус Ирана, если учитывать, что некоторые санкции будут сняты, то каким образом Иран сможет укрепиться за счет этого. Это является неблагоприятным моментом для Турции и Азербайджана», – отметила она.
В свою очередь иранист Антон Евстратов, в интервью «Минвал.аз», отметил, что Азербайджан оказался в пикантном положении, всецело поддерживая любые антииранские акции США, активно провоцируя внутри государства антииранскую риторику и зачастую выплескивая ее и в сферу международных отношений.
«Азербайджан не сориентировался на последнем этапе и выпал из фарватера США. Запад вроде как демонстрирует готовность с ИРИ дружить, а Баку все еще «машет кулаками». И теперь Азербайджан уже никто в этом не поддерживает», – сказал иранист.
Материалы по теме:
«Хаккин.аз»: Снятие запрета на экспорт американской нефти станет крахом экономики Азербайджана