Конфликт с Арменией ставит под угрозу транзитные поставки каспийских энергоресурсов
Близость конфликтных зон в каспийском регионе неблагоприятно сказывается на результатах экономической деятельности нефтедобывающей отрасли стран-экспортеров нефти и газа. Об этом в своей статье на сайте «Наследие» пишут эксперт по постсоветскому пространству Н.И. Харитонова, кандидат экономических наук И.С. Андриевская, отмечая, что дестабилизация вызвана милитаризацией региона и военными конфликтами в прилегающих странах.
В числе прочего, авторы анализируют транспортные потоки и тенденцию к диверсификации направлений поставок углеводородов. «Наиболее выгодные российский (Баку-Грозный-Новороссийск и далее в Средиземное море) и иранский (Баку-Тебриз – Тегеран – Абадан к Персидскому заливу) не устраивали США, ЕС и ряд крупных региональных игроков, что дало толчок формированию новых коридоров транспортировки стратегического сырья и новых геополитических линий и геополитических опорных точек, конфигурации которых естественным образом совпадают», - отмечают авторы.
Потребность ЕС и США в альтернативных маршрутах привела к практически открытой борьбе за формирование новых коридоров транспортировки. С реализацией проекта Баку-Тбилиси-Джейхан Россия в известном смысле утратила Южный Кавказ, с реализацией Транскаспийского проекта в любой его конфигурации Россия утратит Центральную Азию. «Примечательно, что США не рассматривали трубопроводную систему Баку-Тбилиси-Джейхан и Транскаспийскую систему как отдельные проекты, речь шла о создании нового транспортного коридора в обход российских границ», - отмечают авторы.
Авторы рассматривают вопрос с точки зрения потенциальных конфликтов в регионе, способных негативно сказаться на транзитных поставках. В частности, отмечается начавшийся вскоре после распада СССР конфликт в Чечне, Ингушетии и Дагестане РФ, августовская война между Грузией и РФ, а также армяно-азербайджанский конфликт.
Отмечается, что транзитный маршрут через Азербайджан особенно уязвим в связи с его напряженными отношениями с Арменией. «А рентабельность трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан до сих пор многими специалистами ставится под вопрос», - пишут авторы, отмечая, что все это, в целом, снижает инвестиционную активность и замедляет модернизацию нефтепровода Баку – Супса, находящегося в настоящее время в частично неработающем состоянии и нуждающегося в увеличении пропускной способности.
Также стабильность транзита углеводородов по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, по которому идёт азербайджанская и казахстанская нефть, по мнению авторов, ставит под угрозу намерение США нанести удары крылатыми ракетами по военным объектам в Сирии.
«Возникает реальная угроза временного прекращения поставок углеводородов, трубопроводы требуют дополнительной охраны в целях предотвращения возможных террористических актов», - пишут авторы, отмечая, что экономическая стабильность Азербайджана напрямую зависит от бесперебойных поставок энергоресурсов на мировой рынок. Сокращение этой статьи дохода в бюджет Азербайджана крайне негативно скажется на ситуации в стране: экономической, политической и социальной.
«В этих условиях страны Малого Каспия окажутся в практически неразрешимом для них положении. Дело в том, что, по меньшей мере, в трех из этих стран достаточно сильны позиции Турции, ближайшего союзника США в сирийском вопросе, - это Казахстан, Туркмения и Азербайджан. Выбор для них будет крайне сложным, т.к. США «достаточно далеко», а Россия «достаточно близко». Интересы безопасности могут потребовать от руководства РФ жестких решений по отношению к этим странам», – отмечают авторы.
Напомним, что 5 августа 2008 года в турецком городе Рифах взорвался нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, в результате чего Азербайджан потерял $1 млрд. в доходах от экспорта, согласно пресс-секретарю Фонда Гейдара Алиева Джамале Алиевой. Из-за взрыва началась утечка более чем 30 тысяч баррелей нефти, и это стоило нефтегазовой компании «BP» и его партнёрам $5 млн. в день из-за простоя нефтепровода.
Отметим, что, согласно директору Кавказской программы Международной кризисной группы, политологу Лоуренсу Шитсу, широкомасштабные военные действия парализуют энергетическую инфраструктуру вокруг Азербайджана, которая обеспечивает единственный маршрут нефти на Запад для стран Центральной Азии в обход России.
Добавим также, что согласно агентству «EurAsiaDaily», Баку и Тегеран обменялись заявками о намерениях по экономической кооперации: Баку предложил использовать свою инфраструктуру для экспорта энергоресурсов на европейский рынок, а Иран, в свою очередь, ответил встречной идеей – осуществлять своповые поставки азербайджанской нефти в иранские порты Персидского залива. Однако, по мнению аналитиков, ни у Азербайджана, ни у Ирана нет собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации крупных проектов с прицелом на внешние рынки.
Материалы по теме:
EurAsiaDaily: Ни у Азербайджана, ни у Ирана нет финансовых ресурсов для реализации крупных проектов
В нефтяном секторе Азербайджана начались массовые увольнения на фоне сокращения экспорта нефти
Госнефтекомпания Азербайджана решает финансовые проблемы, продавая свои акции в турецком комплексе
СМИ: Власть и экономика Азербайджана полностью зависят от одной иностранной компании – «British Petroleum»