В Азербайджане ветераны карабахской войны столкнулись со страшным врагом в лице чиновников
Азербайджанские солдаты, пережившие ужасы карабахской войны, сегодня вынуждены бороться с более страшным и беспощадным врагом – с равнодушием и безответственностью чиновников той самой страны, за которую они воевали, теряли здоровье и во имя которой погибали их товарищи, говорится в статье Яны Мадатовой, опубликованной азербайджанским порталом «Минвал.аз».
Автор отмечает, что на ее мейл пришло письмо с призывом о помощи от Лейлы Мамедовой, жены ветерана карабахской войны Джейхуна Мамедова. Журналистка позвонила Мамедовой, и женщина рассказала о том, что вот уже много лет их семья с 4 детьми живет в переделанной из мусоропровода комнате размером 10 кв.м.
Лейла Мамедова рассказала, что ее супруг родом из Шуши, участник карабахской войны, воевал в Кельбаджарском и Мартакертском районах, получил несколько серьезных ранений. В 1993 году он приехал в Баку. «Джейхун сначала снимал углы, ведь квартиры у него не было. А в 1996 году он присмотрел пустующее помещение мусоропровода. Мы там и поселились. И вот уже 18 лет мы живем в этом малюсеньком пространстве», - рассказала женщина.
Я. Мадатова отмечает, что приехала к Мамедовым и своими глазами увидела это крохотное помещение (10 кв.м.), которое почти полностью занимает одна большая кровать. Далее – крохотный балкон, где отхожее место огорожено за холодильником.
«Ванной комнаты у нас нет, мы ходим в баню. Спим тут вшестером. Правда, сын уже давно перелег на пол, спит на полу, но вы же понимаете, что 17-летнему парню не удобно спать в одной комнате с матерью, отцом и взрослой сестрой? Если бы вы знали, сколько я писала писем, сколько обошла инстанций, все пороги обила, уже счет потеряла всем именам и фамилиям людей, к которым меня перенаправляли! И всюду один и тот же ответ: “Нет возможности”, “Не располагаем средствами”, “Не в нашей компетенции”. Посмотрите сами! Вот они – все эти письма, заявления, просьбы, жалобы, мольбы…. А результат нулевой!» - рассказала Мамедова, показывая ворох писем в различные госинстанции Азербайджана.
Лейла Мамедова рассказала, что ее письмо главе Госкомитета по делам беженцев Али Гасанову отправила лично депутат Ганира Пашаева, но чиновник даже не ответил. Нет ответа и на письма в администрацию президента Азербайджана и лично Ильхаму Алиеву. А, стало быть, нет и надежды на то, что семье помогут, говорит Мамедова.
«Я не знаю, что мне надо сделать еще, чтобы меня услышали, чтобы нам помогли! У меня растет четверо детей, самой маленькой 1,3 годика. Ведь у чиновников есть жены и матери, как же они не могут войти в наше страшное положение? Мой муж воевал за свою страну, неужели он и его семья не имеют право на более комфортабельное жилье? Мы же не просим ничего, чтобы нам не полагалось по закону!» - сказала женщина.
Сам Дж. Мамедов подрабатывает таксистом. «Крутится как белка в колесе, а, тем не менее, себе на обследование никак не накопит. У нас четверо детей, всех надо обуть, одеть, прокормить, выучить… Заур скоро в армию уходит, останется нас пятеро… К его приходу и Севдочка совсем невестой будет, ей сейчас 15 лет. Эльнуру 5 лет, а Сабиночке – 1,3 годика. Я знаю, что муж очень серьезно болен, он диабетик, и иногда просто с ног валится, но работает, чтобы нас обеспечить. О себе совсем не думает. Да и фронтовые ранения дают о себе знать: у него практически вся спина синего цвета. Но к врачу пойти он не может, на это нужны средства», - говорит жена ветерана карабахской войны.
Перебирая гору писем, Лейла Мамедова сказала: «Наверное, надо поджечь себя, чтобы быть услышанным в этой стране. Больше я ничего сделать не могу. Все, что я могла, я уже сделала. И надежда моя с каждым днем уходит все дальше, меркнет, гаснет».
Как сказано в статье, еще в 2004 году отменили пособия для ветеранов и инвалидов, сказав, что будет денежная компенсация. Но ветераны ее так и не увидели. В 2011 году председатель Комитета по социальной политике Милли Меджлиса Азербайджана Хады Раджабли заявил, что ветеранов Карабахской войны нужно классифицировать, чтобы знать, кому и сколько платить.
«И пока правительство классифицирует, ветераны начали прибегать к радикальным мерам», - пишет Яна Мадатова.
Автор отмечает, что самосожжение ветерана карабахской войны Заура Гасанова в декабре 2013г. вновь подняло в Азербайджане вопрос о бедственном положении ветеранов карабахской войны. Согласно статистике, в Азербайджане проживает около 11 тыс. ветеранов-инвалидов, которым очень трудно содержать себя и свои семьи.
Пресс-секретарь общественного объединения «Ветераны Карабахской войны» Рэй Керимоглу сказал, что многие ветераны живут в ужасных условиях, а обращения за помощью к властям остаются без ответа. «Мы сейчас держим под наблюдением свыше 20 инвалидов, которые близки к самоубийству. Мы получаем множество писем от инвалидов, проживающих в регионах», - сказал он.
Эксперт Общественного объединения «Помощь экономическим инициативам» Самир Алиев в свою очередь сказал, что если бы нефтяные доходы Азербайджана использовались эффективно, бедным и инвалидам жилось бы лучше. Так же эксперт добавил, что в условиях увеличения бюджета размер пенсии, выплачиваемой инвалидам, просто смешон.
Правительство выделило ветеранам 5000 новых квартир. «Но, по словам Р. Керимоглу, чиновники стали требовать с ветеранов взятки, а потому распределение этого жилья было весьма проблемным. Стыд и позор!» - сказано в статье.
«И я не удивляюсь тому, что факт взяток, которые требовали тыловые чинуши, существовал и существует по сей день. Ибо как бы ни старались изжить эту проклятую коррупцию, в Азербайджане она все равно вечна. Как вирус оспы, живущий в каждом человеке. И пока в нашей стране за все приходится платить, хотя ветеранами войны заплачена самая высокая цена, не будет ни справедливости, ни надежды на нее», - пишет Яна Мадатова.