«Кавказ Online»: Азербайджан не может считаться наследником Албании, как и азербайджанцы - древними албанцами
Монастырский комплекс Давид Гареджи - это комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части. Поэтому решить проблему принадлежности монастыря уже несколько лет невозможно, отмечается в статье агентства «Кавказ Online».
Автор статьи отмечает, что у Грузии и Азербайджана имеется общая государственная граница длиной в 446 км, которая всё ещё не делимитирована. Двусторонняя межправительственная комиссия по делимитации границ была создана в 1996 году, а в течение 15 лет было проделано почти 70% работы по уточнению границы (приблизительно 300 километров – прим. ред.), но четыре года назад в процессе проведения делимитации возникли непреодолимые препятствия - монастырский комплекс Давид Гареджи.
«Об исторической принадлежности монастыря спорить не приходится, кроме как с азербайджанской стороной. Эпиграфические надписи и грузинские фрески ясно указывают на его грузинское происхождение», - сказано в статье.
Издание напоминает, что древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в. сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, который поселился в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя). Уже в IX в. Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием. В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов.
«На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии Грузии. Однако после развала Советского Союза, территория комплекса стала спорной, так как ее часть оказалась расположенной на территории Азербайджана. Грузинская сторона предлагала обменять территории таким образом, чтобы граница проходила южнее пустынного кряжа, но Баку не согласился с данным предложением», - отмечается в статье.
Автор статьи задается вопросом, почему азербайджанская сторона не согласна, учитывая хорошие, стратегические отношения Азербайджана и Грузии? С одной стороны дело в том, что согласно принятой в азербайджанской историографии концепции, почти все древнейшие христианские храмы и монастыри, которые находятся на территории сегодняшнего Азербайджана, в том числе, и в Нагорном Карабахе, представляются в качестве албанских. Согласно этой логике, поскольку наследником албанской культуры является Азербайджан, то и Давид Гареджи принадлежит ему.
«Естественно в научных кругах мира такая концепция не находит поддержку. Албания была древнекавказским христианским царством. Но после массовых переселений тюрок-огузов, которые начались с XI в., происходит тюркизация региона. Албанский этнос исчезает окончательно, память об Албании остается только в географическом названии «Арран» и в армянском «Албанском» (Агванском) католикосате», - заявляет автор. Таким образом, он делает вывод, что Азербайджан не может считаться ее наследником, как и азербайджанцы древними албанцами.
Автор также отмечает, что понятна политика Баку, который стремится создать такую историю, которая бы объяснила историческое право Азербайджана на те территории, которыми она сегодня владеет. «Если в отношении какого-либо памятника будет сделано исключение, и Баку пойдёт на уступки, то создаст себе проблемы в Нагорном Карабахе. Это означает, что будут перечёркнуты плоды 70-летней работы азербайджанских учёных», - добавляет автор.
В конце статьи отмечается, что, так или иначе, проблема не решена и вряд ли решится в ближайшем будущем, или вообще когда-нибудь, тоже остается загадкой. «То, что является духовным и историческим прошлым грузинского народа сегодня стало предлогом для сплочения азербайджанцев, объясняя им «историческое право» на земли, на которых они проживают», - резюмирует автор.