С.Умаханов: Не нормальна ситуация, когда аварцы и лезгины в Азербайджане не могут называть себя таковыми
Ситуация, когда аварцы и лезгины в Азербайджане не могут называть себя аварцами или лезгинами – не нормальная. В районах Азербайджана, где аварцы составляют 80% населения, нет ни одного главы – аварца, нет театров, газет, телевещания на аварском языке. Об этом отвечая на вопрос корреспондента портала «Кавказская политика» рассказал мэр дагестанского города Хасавюрт, один из создателей Аварской национально-культурной автономии Сайгидпаша Умаханов.
Как сказано в материале, в октябре 2012г. на Умаханова было совершено покушение. «Сайгидпаша Умаханов – один из авторитетных общественно-политических деятелей Дагестана, рассказал также о создании Аварской национально-культурной автономии (НКА) и проблемах, которые эта организация будет решать», - говорится в публикации.
«Наша делегация была в Азербайджане и в Грузии. Во-первых, мы уже выпустили диски с видео-курсами аварского языка для городских детей и детей, которые выросли в смешанных населенных пунктах, также мы разместили эти уроки в интернете на АварТВ.ру. Они плохо знают язык или вовсе его не знают», - сказал он.
Умаханов рассказал, что в прошлом году НКА получила от Министерства образования полные комплекты учебников для трех аварских школ Кварельского района Грузии. «Мы их отвезли еще в прошлом году. В ноябре с делегацией мы еще раз были в Грузии, объездили все школы, изучили ситуацию с преподаванием аварского языка. Решили пригласить оттуда учителей родного языка на курсы повышения квалификации», - сказал он, отметив, что есть планы провести такую же работу в Азербайджане и Турции.
Отвечая на вопрос, считает ли он нормальным, что в Азербайджане «аварец не может говорить, что он аварец, лезгин не может говорить, что он лезгин», С. Умаханов заявил: «Конечно, это не нормально. Например, когда поехали представители из оргкомитета в Грузию, сразу нашли общий язык. В Грузии по-другому относятся, там поддерживают в изучении родного языка. С Азербайджаном хоть и есть проблемы, ну я думаю, что мы общий язык найдем».
По мнению Умаханова, проблему нужно решать на уровне руководства Дагестана и Азербайджана. Он рассказал, что в Дербенте планируется провести мероприятие в память генерала царской армии Араблинского, а в мае в Закатале (Азербайджан) планируется проведение аварского фестиваля.
Отвечая на вопрос, как он оценивает работу министерства по национальной политике Дагестана, которое, как считают многие, прекратило работу по взаимодействию с этническими дагестанцами, живущими на севере Азербайджана, Умаханов заявил, что сложившаяся ситуация – упущение властей Дагестана: «Там крупные районы, населенные аварцами на 80% , и ни в одном из них нет главы администрации аварца. Нет газеты, театра, телевещания на аварском языке. В подавляющем большинстве школ с аварским контингентом учащихся не позволяют учить родной язык».
С. Умаханов подчеркнул, что в Дагестане азербайджанцы живут лучше, чем аварцы в Азербайджане. «Мы относимся ко всем одинаково хорошо. А там, какое-то другое отношение», - сказал он.
Умаханов привел пример: «Когда мы подняли вопрос о проблемах белоканцев, закатальцев, к нашему удивлению, бывший чрезвычайный посол России Василий Истратов (в 2009 году ушел на другую работу) не имел представления, о чем идет речь, не знал, что в Закатальском, Белоканском, Кахском районах живут аварцы. Поднимали вопрос приграничных лезгинских сел, и тут он абсолютно не владел информацией. Вот так игнорируются целые народы. Были даже такие моменты, когда где-то ущемляли права человека. Эти люди приходили к нашим представителям в Азербайджане, но они ничего не делали для них».
Как заявил С. Умаханова, все дагестанцы были против кандидатуры посла, но его там держат. «Хорошая инициатива была о создании филиала ДГУ в Баку. Из-за отсутствия должной поддержки и внимания, филиал закрылся. Между тем он подготовил около 500 учителей лезгинского и аварского языков. Это была реальная поддержка для лезгин и аварцев Азербайджана», - сказал он.
Умаханов напомнил, какие были разногласия по поводу реки Самур. «На экс-президента Дагестана Муху Гимбатовича как только не воздействовали, чтобы он сдал дагестанские позиции по Самуру, Храх-убе, Урьян-убе. Но не смогли это сделать. Именно это и было началом того, что его надо было не оставить на второй президентский срок. Несмотря на то, что его снимали, он не подписал этот договор. Как только пришли те люди, которые связаны с олигархами, деньгами, не успели они сесть на кресло, так сразу все подписали и отдали Самур», - отметил он.
Говоря о том, может ли создание национально-культурной автономии иметь негативные последствия, один из создателей НКА заявил, что сегодня подобные организации есть почти у всех народов Дагестана. «Это не националистическое движение, это не ополчение, а культурная автономия. Ко мне обращаются люди разных национальностей: и кумыки, и чеченцы, и лакцы, мы всегда сотрудничаем и всегда помогаем, чем можем. У нас общедагестанский проект, объединяющее начало, главной целью которого является лучшее познание народами друг друга в культурном плане», - отметил С. Умаханов.
Напомним, что северо-западные районы современного Азербайджана (Белоканский и Закатальский) входят в ареал расселения одного из коренных народов региона – аварцев. Общая численность аварцев в Азербайджане, согласно официальным данным, составляет 50 т.ч.. Сами аварцы считают, что их численность в Азербайджане занижена в несколько раз.
Отметим, что аварцы и лезгины являются крупнейшими разделенными народами на Кавказе. В российской Республике Дагестан живут 758 тыс. аварцев и 336 тыс. лезгин. В Азербайджане, согласно официальным данным, живут 180 тыс. лезгин и 51 тыс. аварцев. Однако, согласно различным экспертным оценкам, реальная численность лезгиноязычных народов в Азербайджане доходит до 600 тыс. человек, а численность аварцев – до 200 тыс. Лезгины и аварцы, как и другие коренные народы Азербайджана, подвергаются притеснениям на этнической и религиозной почве, о чем неоднократно говорилось в открытых обращениях, опубликованных в СМИ.
Напомним, что села Храхуба и Урьяноба входили в Магарамкентский район Дагестана, но находится на территории Хачмазского района Азербайджана, жили граждане России, по большей части лезгины. В 2010 году власти Азербайджана стали оказывать давление на жителей села, вынуждая их либо покинуть его, либо принять гражданство Азербайджана. Многих жителей, которые выезжают в Россию по своим делам, азербайджанские пограничники не пропускали обратно. На 1-ое сентября 2011г. азербайджанские чиновники препятствовали открытию школы в селе и др. После нескольких акций протеста жителей села в Дагестане, между Россией и Азербайджаном была достигнута договоренность о постепенном переселении храхубинцев на территорию России. На место выезжающих россиян, власти заселяют азербайджанцев.