Одним из проявлений армянофобии в Азербайджане является запрет на въезд в страну этнических армян
Panorama.am публикует выдержки из книги А. Адибекян и А. Элибеговой «Армянофобия в Азербайджане».
Глава 5. Запрет на въезд в Азербайджан
Одним из неординарных проявлений армянофобии и пропаганды ненависти является запрет на въезд в страну этнических армян, не проживающих и не являющихся гражданами Армении.
Двух футболистов российского клуба «Торпедо» из Армавира депортировали из Азербайджана сразу же после прибытия в аэропорт города Гянджа в июле 2011 года из-за армянского происхождения.
В 2010 году из-за неправомерных действий азербайджанского представительства авиакомпании «Аэрофлот» армянская делегация не смогла вылететь из Москвы в Баку на 64-ю Генеральную Ассамблею Европейского Вещательного Союза[115].
Фотокорреспондент агентства Bloomberg, гражданка США и России Диана Маркосян была депортирована из Баку в Стамбул из-за армянского происхождения в июне 2011 года. Пресс-служба МИД Азербайджана подтвердила факт депортации фотокорреспондента «Bloomberg» из-за армянского происхождения: «За время пребывания Маркосян армянского происхождения в Азербайджане будут проблемы с обеспечением ее безопасности».
Трудно сказать, по какой причине у аккредитованного журналиста, гражданина США и РФ может возникнуть необходимость в защите и безопасности на территории цивилизованного и толерантного государства, но заведующий общественно-политическим отделом Администрации Президента Азербайджана Али Гасанов говорит о нарушении закона, которого нет: «У этого органа СМИ было достаточно других вариантов и они могли прислать другого фотокорреспондента. Однако настаивать на том, что приедет именно этот корреспондент, является оскорблением законов страны, оскорблением в наш адрес. Мы не можем смириться с этим».
После скандала с гражданином России Сергеем Гюрджияном азербайджанская газета «Ени Мусават» попыталась выяснить, запрещен ли официально въезд в Азербайджан граждан Армении, а также граждан других государств, имеющих армянские корни, или данное указание действует неофициально.
Представители «Азербайджанских авиалиний» ( AZAL ) в октябре 2011 года сняли с рейса Москва-Баку в аэропорту «Домодедово» представителя компании ОАО «АВТОВАЗ», гражданина РФ Сергея Гюрджиана и его коллегу Шухмахера Демитрия – гражданина Израиля, директора компании « LADA International Limited », направлявшихся в составе делегации в Баку для заключения сделки на поставку автомобилей LADA в Республику Азербайджан. Сотрудник авиакомпании при оформлении посадочных документов задал вопрос относительно его национальности: «Кто вы по национальности, армянин?». На что Гюрджиан ответил, что является гражданином РФ и его национальность не имеет никакого значения для регистрации на рейс, однако, представитель авиакомпании AZAL Эльгар Алиев отказался его регистрировать, объяснив это указанием руководства: «Пассажиров с армянскими фамилиями не регистрировать».
МИД и МВД Азербайджана уклонились от ответа на прямой вопрос газеты, а глава пресс-службы AZAL Мехрибан Сафарлы заявила, что они «занимаются только перевозкой пассажиров, а не их гражданством». Представитель аэропорта Домодедово Светлана Родионова в свою очередь заявила, что «руководство аэропорта запрещает регистрировать на рейсы в Баку граждан РФ армянской национальности».
В отличие от руководства компании AZAL, глава пресс-службы «Азербайджанских железных дорог» Надир Азмамедов заявил, что «въезд граждан Армении, а также граждан других государств армянского происхождения в Азербайджан официально запрещен».
В связи с нашумевшей историей Сергея Гюрджияна представитель авиакомпании Магеррам Сафарли заявил: «Как известно, 20 процентов территорий Азербайджана оккупировано Арменией. Поэтому приезд в Азербайджан лиц армянской национальности считается нежелательным. Поэтому визиты этих лиц осуществляются только в рамках мероприятий международного характера», – добавил Сафарли.
Однако даже с мероприятиями международного уровня не все так гладко. Так, директору Центра региональных исследований Ричарду Киракосяну в марте 2012 года отказали в выдаче азербайджанской визы для участия в международной конференции в Баку по причине того, что кандидатура армянского эксперта «неприемлема»[.
Та же участь постигла гражданина Турции, прибывшего в Баку в составе турецкой делегации и гражданина Латвии, прибывшего в составе делегации латвийского президента:
Несколько лет назад в Азербайджане в обиход была введена практика занесения людей в «черные списки». Вначале в «черный список» заносили людей, когда-либо посетивших Нагорный Карабах. Далее полномочия «списка» расширились до людей, имеющих армянские корни. На несогласованность, импульсивность и хаотичность занесения в «черные списки» указывают случаи, когда к разным людям с идентичными «исходными данными» данная кара либо применяется, либо нет.
В некоторых случаях пресс-служба МИД Азербайджана грозится «разобраться» и «держать в центре внимания» вопрос посещения многочисленными международными делегациями Нагорно-Карабахской Республики. Но часто результаты этих расследований азербайджанским внешнеполитическим ведомством не публикуются и остается только гадать, по каким стандартам тот или иной политический деятель или журналист попадает в список, а другой нет.
Например, Джозеф Симитян, американский сенатор армянского происхождения, посетил Баку в составе Парламентской комиссии Сената США. О его армянском происхождении в Баку были прекрасно осведомлены, но, тем не менее, никаких проблем с «обеспечением безопасности» или «оскорблением закона» не возникло, а Духовный лидер Азербайджана Шейх уль Ислам Аллашукюр Пашазаде даже обратился к армянину Симитяну с просьбой о получении визы для повторного въезда в Америку.
Но после отъезда из Баку и посещения сенатором Нагорного Карабаха он тут же был включен в «черный список», тогда как есть люди, которые не были внесены в него, несмотря на то, что бывали в Карабахе не раз.
В 2011 году, после скандала, связанного с посещением Карабаха журналистом Сергеем Бунтманом и внесением его в «черный список», в Баку был приглашен другой сотрудник радиостанции «Эхо Москвы» – первый заместитель главного редактора Владимир Варфоломеев, который в 2003 году также побывал в Нагорно-Карабахской Республике. Спустя два года, в 2013, побывав и в Степанакерте, и в Баку, Варфоломеев также оказался в «списке».
Журналисты телеканала Euronews, побывавшие в НКР и подготовившие материал о реальной повседневной жизни местного населения, также избежали «списка». Правда, в качестве компенсации от них требовалось снять такой же фильм, излагающий азербайджанскую точку зрения. Главный редактор телеканала Питер Барабас согласился на аналогичный репортаж из Азербайджана, но «с теми же условиями, с какими мы просили армянское правительство: что материал будет основан только на нашей редакционной политике и руководящих принципах», – заявил П. Барабас.
В «список» также можно попасть только за слово «Карабах». Популярный дагестанский певец Тимур Темиров попал в «черный список» МИД Азербайджана после того, как выпустил песню «Наш родной Кавказ», в которой признался в любви к Армении и спел о ее достопримечательностях, в том числе, об Арцахе. Тимур Темиров в интервью «Вести.аз» заявил, что после того, как появился видеоролик песни, его не впустили в Азербайджан. «В прошлом году меня уже «завернули» и мне не хотелось бы, чтобы это повторилось вновь».
Зафиксированы случаи и «вынесения» из «черного списка». Процедура «вынесения» также недостаточно ясна и транспарентна, однако из практики известно, что для этого необходимо покаяться и попросить прощения, а в некоторых случаях достаточно и устного признания в том, что посещение Карабаха имело место по незнанию или было совершено мошенническим путем («увезли, не сказав, куда»).
При этом вопрос о том, кто принимает решение о «вычеркивании» того или иного имени из данного списка, остался открытым. Бывший пресс-секретарь МИД Азербайджана Э. Полухов посоветовал журналистам обратиться в правоохранительные органы, то есть в Министерство национальной безопасности и в Государственную пограничную службу Азербайджана для получения ответа на интересующие их вопросы.
Последовав совету Полухова, журналисты обратились в Министерство национальной безопасности Азербайджана. Однако глава отдела связей с общественностью МНБ Азербайджана Ариф Бабаев заявил, что данный вопрос не имеет никакого отношения к деятельности этого министерства. Тогда журналисты обратились в пресс-службу МВД Азербайджана. Как сообщил сотрудник пресс-службы Орхан Мансурзаде, это министерство также не занимается включением или исключением имен из «списка нежелательных лиц». Государственная пограничная служба Азербайджана в лице сотрудника пресс-службы Джабраила Алиева проинформировала, что имя человека из «списка нежелательных лиц» исключает та организация, которая его туда включила.
Надо отметить, что, несмотря на угрозу попасть в «черный список» Азербайджана, посещающих Карабах официальных лиц и деятелей искусства с каждым годом становится все больше и больше, и это не может оставаться незамеченным для азербайджанской стороны.
А Международная организация в защиту прессы «Репортеры без границ» в связи с создавшейся ситуацией выразила озабоченность по поводу действий властей Азербайджана, ограничивающих работу журналистов при освещении карабахского конфликта. «Журналисты должны быть свободны в выполнении своей работы и свободно передвигаться без получения разрешения с какой-либо стороны. Составление черных списков журналистов недопустимо и неэффективно», – сказано в пресс-релизе организации.
Еще одной особенностью «черного списка» является то, что посещение Армении используется в качестве предлога для отказа во въезде в страну лицам, представляющим опасность для режима. Как это случилось с этническим лезгином, журналистом Милрадом Фатуллаевым.
2 августа 2013 года МИД Азербайджана опубликовал список из 335 фамилий, занесенных в «черный список». Несмотря на заверения официального представителя МИД Азербайджана Эльмана Абдуллаева в том, что причиной явилось «незаконное посещение оккупированных территорий республики», более пятидесяти человек занесены в него без указания причины.
Материалы по теме:
Армяне исторически сыграли роль оси, вокруг которой строилась национальная самоидентификация азербайджанцев
Для решения конъюнктурных проблем азербайджанский политический истеблишмент избрал армянофобию
В Азербайджане национальность «армянин» практически стала синонимом слова «враг» и «другой»
Армянские имена в Азербайджане оказались в запрещенном списке